О проекте   Реестр школ   Нормативная база   Присоединяйтесь!

 
 

О проекте

Своим проектом мы хотели бы способствовать более позитивному отношению общества к ключевой фигуре школы — её директору, личность которого определяет лицо школы, а также деятельность учительского и ученического коллективов.

 
 

«Имя школы» — новый взгляд на старую традицию

«Имя школы» — это проект, жизнь которому дали, в прямом смысле слова, сами читатели журнала «Директор школы».

Однажды в редакцию журнала пришло письмо двух сестёр, педагогов, мать которых не один десяток лет проработала директором школы. Той самой, которую впоследствии назвали её именем. Письмо дышало любовью и уважением к материи и к делу её жизни. Не опубликовать его было просто нельзя. Но у нас появилась ещё и задумка рассказать обо всех российских школах, носящих имя своего бывшего директора. Мы увидели огромный педагогический потенциал и социальную значимость такого проекта. В этом убедили нас и отзывы наших читателей.

Создание реестра именных школ России — замечательная идея, которую мы поддерживаем всем коллективом!
(из писем читателей журнала «Директор школы»)

Уверены, что представленные на этом сайте материалы являются не только эмоциональной подпиткой для педагогов и учащихся, но и замечательной школой управления.

Ориентир для развития

Желание школы, чтобы её имидж ассоциировался с личностью бывшего директора, — это показатель того, что она осмысливает, анализирует свой исторический путь, свои достижения и ошибки и намечает ориентиры для дальнейшего развития.

Раньше, каких-нибудь 20–30 лет назад, директор школы отнюдь не редко являл собой крупную личность — незаурядную, талантливую и поистине государственную. Недаром ведь он был востребован именно как государственный деятель и высоко продвигался по властной лестнице. И здорово, что лучшие из лучших всё-таки возвращались к любимой работе, к педагогике. Снова поднять директора на пьедестал — это особенно актуально сегодня, когда желающих работать директором школы всё меньше. Почему меньше, вам это прекрасно известно. Но не побоимся повториться. Во-первых, потому, что чиновничья власть довлеет над ним, почти лишила его возможности быть творческим руководителем. Его работа становится всё более бумажной, канцелярской, конторской, а сам он становится погонялом, заставляющим учителей и других своих подчиненных — педагогических работников, готовить бесконечные отчёты. Ну какой может быть у такого руководителя авторитет, престиж? Другая его важная нынешняя функция — выбивать деньги у благотворителей и родителей учеников. Она, возможно, и даёт ему некоторую долю авторитета. Но, уж точно, не самой чистой воды.

Знак возрождения

Присвоение имени директора школе поднимает и директора школы, и педагога вообще, на ту достойную высоту, с которой его свергли в последние десятилетия. Или на которой он сам не удержался. По объективной, а то и по субъективной причине. Конечно, трудно ему тягаться с мощью СМИ, пропагандирующих «красивую жизнь». И всё же утеряно очень и очень много. Вот один из свежих фактов:

Газета «Метро» за 22 июня 2012 г. на первой страничке дала огромными буквами «шапку»-название: «Выпускники хотят красивой жизни». А ниже такой текст (фрагмент): «Правда жизни. Мы попросили молодых людей помечтать и представить, какими они будут эдак лет через 20. Оказалось, что большая часть мечтаний связана с будущей работой: красивый кабинет, хороший телефон, планшетник, дорогой автомобиль.»

На этом фоне решение ходатайствовать о присвоении имени директора — удивительный и добрый знак, начало возрождения. Правда, только самое—самое начало. Главная и трудная работа — впереди. Но, как говорится, великое дело — начало!

Директор как бренд

Сегодня мы много говорим о компетентности — и продолжаем на каждом шагу встречаться с некомпетентностью. Но хорошо уж то (говорю про школу), что вновь стали понимать: компетентным должен быть и директор, и каждый учитель, и каждый ученик. Директор-бренд и есть образец компетентности. Насколько важно иметь такой реальный, из жизни образец — об этом практически в любой книге по управлению сказано и доказано: именно личность руководителя определяет и характер корпоративной культуры, и все достижения или неудачи организации. Мы же надеемся, что наш проект будет дополнительным — и убедительным — аргументом в споре: директор школы, кто он — педагог или менеджер?

Специалисты по маркетингу рекомендуют давать в названии организации слова, которые вызывают стойкие положительные ассоциации. В одном из присланных нам писем мы читаем: «Для нашей школы брендом стало имя бывшего директора». В других напрямую об этом не написано, но в подтексте содержится та же мысль о директоре-бренде. Но разве только это двигает школьным коллективом, когда он добивается заветного имени? Только желание сделать школу популярной, известной, придать ей благоприятный имидж? Думается, что нет.

Институт социального воспитания

По мнению Т. Н. Оноприенко, директора Центра развития регионального образования и сопровождения ПНПО Пензенского института развития образования, присвоение имени — это попытка разработать модель школы как института социального воспитания. Средствами духовного и нравственного становления учащихся, да и педагогов, становятся при этом традиции школы. Цели воспитания начинают доминировать над целями обучения. Доля гуманитарной составляющей в содержании образования не просто увеличивается, а позволяет школьникам чувствовать себя людьми, творящими историю своей школы, ответственными за нее. Они начинают работать в архивах, библиотеках, готовить публикации, музейные стенды о бывшем директоре, проводить экскурсии — словом, непосредственно и деятельно участвуют в преобразовании социокультурной среды школы.

Энергия любви

Когда у одного современного директора именной школы спросили, какие традиции предыдущего руководителя у них сохранились и развиваются, она ответила: у нас всё — традиция.

Но... каждому ведь ясно: престиж, настоящий и будущий, зависит, в конечном счёте, от нынешних усилий и дел. Ведь и самый большой авторитет можно так уронить и разбить, что никогда уже его осколки не соберёшь. Поэтому уточним: имя директора в названии школы — это своеобразный двигатель прогресса, но, чтобы он заработал, ему, как и любому другому двигателю, требуется энергия. Ваша, уважаемые коллеги, энергия любви к своему делу. Родителям будущих учеников, конечно, захочется узнать, что за имя носит школа. И что они узнают? Прежде всего, что это имя «человека-легенды», «главного» директора, «учителя на все времена», который «ушёл, чтобы остаться навсегда». Это на языке эмоций. А специалисты по управлению говорят: запоминается руководитель, который приходит на работу первым, чтобы сделать что-то полезное всему коллективу; который задает ритм рабочего дня; который своими делами повышает стандарты; новатор и энтузиаст, который делится своими профессиональными секретами; работает усерднее остальных, с интересом и удовольствием; сам имеет достижения и заряжает на это команду; чётко ставит цели и находит нужные ресурсы.

Так вот, авторы писем не сговариваясь рисуют в своих воспоминаниях портреты именно таких руководителей — реальных, непридуманных. Читаешь — и складывается чёткое, понятное, запоминающееся и правдивое представление об успешном, эффективном директоре школы.

Поэтому, если хотите знать, каким он бывает в жизни, — внимательно читайте наши непридуманные истории!

 

 

Информационные партнеры проекта

Свяжитесь с нами, если вы хотите поддержать наш проект:

panina@direktor.ru
или
(495) 710-30-01

 

Директор школы

Научно-методический журнал для руководителей учебных заведений и органов образования.

Первое в России профессиональное издание для руководителей общеобразовательных учреждений. Издается с 1993 года.

Главной темой является управление в образовании. Цель журнала — поддержать директоров школ как управленцев, лидеров, наставников и просто людей, глубоко неравнодушных к своей профессии.

Подробнее

 

Практика административной работы в школе

Журнал, издающийся с 2001 года, представляет на своих страницах методический опыт практических решений для школьных администраторов.

Основной объем журнала составляют практические разработки многочисленных документов и материалы, необходимые для обеспечения каждодневной деятельности образовательных учреждений.

Актуальная, интересная, необходимая профессиональная информация дополнена конкретными апробированными разработками, которые помогут упростить многогранную работу директоров и завучей школ.

Подробнее

 
 

Участвуйте в проекте!

Если в названии вашей школы стоит имя её бывшего директора — милости просим в наш проект. Присоединяйтесь!

Имя бывшего директора в названии школы — это как фамилия знаменитого рода. Оно создаёт имидж, поднимает статус педагога и его ответственность за своё дело, настраивает учителей и учеников на высокие достижения, прививает стремление дорожить авторитетом школы. Пусть всё это будет и у других школ, которые захотят последовать вашему примеру, найдут в своих рядах достойного и поднимут его на пьедестал.

Подробнее об участии

 

 
 

О проекте   Реестр школ   Нормативная база   Присоединяйтесь!