О проекте   Реестр школ   Нормативная база   Присоединяйтесь!

 
 

Средняя школа им. В.В. Тарасова

г. Пенза

 
 

 

Средняя школа № 12 основана в 1939 г., новое здание построено в 1982 г. С 1999 г. школе присвоено имя ее директора, доктора педагогических наук, профессора Тарасова Вячеслава Владимировича. С этого же года школа работает в инновационном режиме и является участницей областного проекта «Именные школы».

Образовательное учреждение расположено в трехэтажном отдельно стоящем здании и занимает помещение площадью 5609 м². Количество классных комнат (включая учебные кабинеты и лаборатории) — 35, их площадь 2071 м².

Учебно-материальная база школы позволяет организованно, на современном уровне проводить учебно-воспитательную работу с учащимися. Ресурсный кабинет химии, кабинеты информатики и физики оборудованы в соответствии с рекомендациями МДО. Школа располагает актовым залом на 150 мест, тремя спортивными залами, тренажерным залом, стадионом, тремя спортивными площадками. В столовой на 240 посадочных мест произведен капитальный ремонт пищеблока с полной заменой оборудования. Проведен капитальный ремонт бассейна «Жемчужина».

Учебный процесс обеспечивает работоспособный, высококвалифицированный коллектив из 58 учителей, среди которых 55 имеют высшее образование, 34 присвоена высшая квалификационная категория, 13 — I категория, 4 — II категория. Труд учителей отмечен высокими наградами: 1 Заслуженный учитель РФ, 17 — звание «Отличник просвещения» или «Почетный работник общего образования», 4 педагога награждены Почетными грамотами Министерства образования РФ; 1 учитель — Почетной грамотой Министерства обороны; 48 имеют Почетные грамоты областного и городского значения за успехи в деле обучения и воспитания молодого поколения.

Учителя школы — активные участники профессиональных педагогических конкурсов различного уровня. В школе организована профилактическая работа по предупреждению асоциального поведения обучающихся, работает совет по профилактике безнадзорности и правонарушений. Дети, склонные к асоциальному поведению, находятся под постоянным контролем членов Совета и администрации школы.

МБОУ СОШ № 12 имени В.В. Тарасова

г. Пенза, ул.Карпинского, 43А
На карте

Сайт школы
mbou12.ucoz.ru

 

 
 

Вячеслав Владимирович Тарасов


Свободный, доступный, большой, вмещающий в себя многих людей — так в одном из интервью Вячеслав Владимирович Тарасов охарактеризовал себя.

Вячеслав Владимирович родился 18 июня 1950 года в Пензе. После окончания 24-й школы поступил в педагогический институт, а затем стал работать учителем физики в школе № 30. Вскоре Тарасова назначили директором 49-й школы. А ему всего 28 лет! В 1982-м году Тарасов принимает школу-новостройку № 12, нашу школу.

Энергия директора была поразительна, он торопился жить. Накопив педагогический опыт, Вячеслав Владимирович защитил кандидатскую, а затем и докторскую диссертацию. Работал инструктором обкома партии, заведующим городского отдела образования, начальником департамента образования, заместителем губернатора по делам культуры и науки. И всегда был жизнерадостным, общительным, творческим человеком.

20 ноября 1999 года в автомобильной катастрофе жизнь Вячеслава Владимировича оборвалась. По постановлению главы г. Пензы от 29.11.1999 года средней школе № 12, у истоков которой он стоял, присвоено имя В.В. Тарасова.

* * *

Он входил — нет, не входил — вбегал в школу, и все живущее в режиме «звонок-звонок» убыстряло свое движение: казалось, даже швабра тети Маши переключалась на повышенную передачу.

Это был настоящий генератор идей. Бегущий «впереди паровоза» и увлекавший и нас и учеников своими задумками. Многие из его идей были поистине авантюрными, но — удивительно! — этому человеку удавалось всё.

Чего стоит только история с каштанами, которая стала одной из школьных легенд... Возле его дома ремонтировали теплотрассу. Обычное дело: деревья при этом всегда просто вырывают с корнем. На сей раз это были каштаны. Прекрасные каштаны! Не хилые саженцы, а высокие, прямые красивые деревья. Теперь они были обречены.

Никто не знает, чего ему стоило уговорить рабочих, как он нашел машину... видели только, что он влетел в школу, поговорил с мальчишками-старшеклассниками — и через два часа прямо напротив школьного крыльца красовались два прекрасных каштана. Что самое удивительное, они прижились, и теперь мощные, раскидистые всеобщие любимцы напоминают о нем и о том, что может сделать один неравнодушный человек.

Напоминает о нем и березовая аллея. С ней связана ещё одна удивительная история.

Был декабрь 1982 года, снежный и морозный. Кто знает, какому чиновнику пришла в голову гениальная по своему идиотизму мысль отметить 60-летие образования СССР посадкой деревьев именно в декабре. Но распоряжение свыше надо было исполнять. И директор поехал в питомник. Сам. Привез 60 березовых саженцев с мерзлыми комьями земли. Сам вместе с десятиклассниками копал — нет, долбил мерзлую землю, сам сажал.

Поразительно и в этой истории то, что все березки прижились, выжили, выстояли. Растут наши белоствольные красавицы!

Вячеслав Владимирович был по-настоящему удивительным человеком. Диссертацию свою он, например, писал не в библиотеке, а на Волге, прямо около палатки, успевая при этом ловить рыбу и варить какую-то особенную уху.

Увлекающийся и увлеченный, он был любим учениками, с которыми ездил в трудовой лагерь, ходил в походы, которых воспитывал не длинными нотациями, а своим примером.

Ритм его жизни был стремителен, и такой же стремительности он ждал от нас. Делать всё надо было «здесь и сейчас».

Вспоминаю создание школьного музея. Материал собрали очень хороший: фронтовые треугольнички, похоронные извещения, фотографии, солдатская каска. Даже кусочек блокадного хлеба. Но все эти реликвии — ещё не музей. Вячеслав Владимирович говорит нам, молодым учителям: «Ребята, музей надо сделать за 4 дня. Вот кабинет». Честно говоря, нам это показалось авантюрой чистой воды: пустые серые стены да тушь и плакатные перья — в то время иной «техники» мы не знали. Но его уверенность в том, что невозможное возможно, передалась и нам. Писали, клеили, рисовали каждый день до глубокой ночи, и Вячеслав Владимирович был с нами. «Писать, красить не умею, ребята. Буду полы мыть». Сброшен пиджак с депутатским значком, и вот он уже в спортивных штанах и домашних тапочках моет, чистит, варит нам кофе и делает бутерброды. До сих пор удивляюсь, как нам удалось создать тот музей!

А теперь он сам смотрит на нас со стенда музея, который создал когда-то. Огромные, не перестающие удивляться и радоваться жизни глаза. Его, тарасовская, улыбка. Умный, понимающий, лишенный хрестоматийного глянца и непредсказуемый. Живой. Он жил бегом, словно торопился уложиться в отведенные ему годы.

Мы теперь уже старше его. Но удивительно: даже став старше своего любимого директора, всё равно чувствуем его старшинство. Потому что он был Учителем. Настоящим.


* * *

Для меня 12-я школа — родной дом, с которым связано 26 лет моей жизни. Нет, я не учитель предпенсионного возраста, просто в 1986 году сюда, в 1 «Б» класс, меня привела за руку мама. Конечно, тогда я не знала, что здесь работает команда настоящих профессионалов, не предполагала, что через несколько лет мои учителя станут для меня ещё и коллегами, а школа — смыслом жизни. Но... даже близкие люди расстаются, вот и у меня с 12-й школой была семилетняя разлука. Правда, обещавшая встречу. Так и случилось. И с 2001-го года я снова в 12-й. И хочется верить, что уже навсегда.
У истоков нашей школы стоял Вячеслав Владимирович Тарасов. Без него школа не была бы такой, какой мы её знаем и любим. А он был тогда самым молодым директором школы и запомнился всем как человек неординарный, инициативный и непредсказуемый. Умел выдумывать, работать, открывать всякий раз что-то новое и бороться за успех и мечту.
Заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, профессор, но самое главное — он Человек! Мудрый и талантливый, он смог окружить себя коллективом настоящих педагогов-профессионалов. Не зря ведь в 1984-м году школе было присвоено звание «Школа отличного содержания», а в следующем она была признана достопримечательностью города.
Вячеслав Владимирович успел много сделать для школы. А сколько ещё сделал бы!.. Но судьба распорядилась иначе...


* * *

Жизнь продолжается, и многие скажут, что нет людей незаменимых. Я согласна. Но есть люди неповторимые. Именно неповторимым был Вячеслав Владимирович Тарасов, поэтому он «тысячами душ живёт в сердцах всех любящих», остаётся в наших делах, в тех традициях, которые нам оставил.

В сентябре 2012-го школе, у истоков которой стоял В.В.Тарасов, исполнится 30 лет. В сравнении с вековым юбилеем это мало. Но ведь не всё измеряется количеством лет, важнее, на мой взгляд, другое. Например, то, что в нашей школе есть музей «Людей неинтересных в мире нет», и один из его стендов посвящён В.В.Тарасову. Что стал доброй традицией ежегодный праздник «Церемония вручения премии имени В.В.Тарасова», где в номинациях «Ученик года», «Учитель года», «Самый классный классный», «Спортивный класс года», «Лидер года», «Спортсмен года» отмечаются достижения школы, классных коллективов, школьников и творчески работающих педагогов. Что ученики и педагоги успешно представляют школу: становятся лауреатами и победителями городских, областных, всероссийских и международных конкурсов, олимпиад и конференций.
Бывает обидно слышать, когда говорят: современная школа изменилась не в лучшую сторону; ученики стали грубыми, пассивными, безответственными, ленивыми, да и учителя не соответствуют идеалу. И при этом с грустью добавляют: «Такое время...» Неправда, нет плохого и нет хорошего времени, есть время, в котором мы живём, вот только жить надо достойно. Так, как жил, например, В.В. Тарасов.

С В.В. Тарасовым я познакомилась, когда переходила работать в школу, где он уже год директорствовал. Было июньское утро. Школу готовили к началу нового учебного года. Мне сказали, что директор в подвале. Можно подождать, а можно спуститься вниз, что я и стала делать. И тут из глубины подвала вышел невысокий человек в рубашке, завязанной на животе, в стоптанных туфлях, грязных брюках. Что-то ремонтировал... Это директор? Оказалось, да! Просто его педагогическим принципом было: делай, как я. Потом, работая под его руководством, я поняла, как важно учить на собственном примере.

Вячеслав Владимирович всегда первым загорался идеей, зажигая и нас. Вспоминается вечер, посвященный 8 Марта. Вячеслав Владимирович задумал и организовал праздник мам, где стихи и слова благодарности произносили, обращаясь к своим мамам, «неблагополучные» мальчики. Руки у них целовали, цветы дарили, встав на колени. Мамы, не ожидая такого внимания, плакали, не узнавая своих мальчишек.

Работе с родителями он вообще уделял большое внимание. По его инициативе проводились встречи родителей с врачами, с политическими обозревателями, с психологами, с просто интересными людьми. Эти встречи в конце года выливались в праздник микрорайона «Под крышей дома моего...» Жители микрорайона отрывались от телевизоров и стремились попасть на праздник: непринужденная обстановка, чаепитие, песни под гитару в исполнении учителей школы — все это привлекало людей.
А новогодние праздники микрорайона! Наряженная ёлка стояла в центре стадиона; высокая, пушистая, она зачаровывала людей. Но ждали Деда Мороза и Снегурочку. И вот они появлялись на школьном крыльце! Собравшиеся кричали, свистели. Словом, радовались. А создавали радость, веселье учителя школы. Это они, нарядившись, поздравляли жителей с Новым годом!

А открытие музея! Учителя поверили, что музей «Пензенцы в борьбе за мир» нужен школе, и пошли за директором! Собирали материал, встречались с людьми, оформляли стенды, забыв о собственных семьях. Столько людей всегда были рядом с Вячеславом Владимировичем! Он не любил одиночества, был человеком общественным. Вокруг него всегда «крутился» народ: кто с идеей, кто чаю попить, кто просто зашёл посидеть. И директор отвечал на вопросы, шутил, угощал, спорил... Музей школы живет и сейчас. Правда, название сменил — «Людей неинтересных в мире нет...». Один из его стендов посвящен В.В. Тарасову.

А как он умел готовить! Из ничего мог приготовить вкусное блюдо. Интересно, что всё брал на глазок, какие-то внутренние мерки у него были. Вячеславу Владимировичу нравилось кормить людей, и делал это он как-то широко, открыто, любовно. Когда приглашал к себе в гости, то стол накрывал только сам, обслуживал только сам, и всегда делал это с удовольствием. У него в гостях не думалось, что ты ему в тягость. За своим гостеприимным столом он тоже был в центре внимания и всем руководил. Но не директорствовал. В гости к Тарасову (так учителя называли его между собой) шли, чтобы пообщаться, поговорить, пообсуждать. Глядишь, какая-то новая идея и созревала...

 

Морозова Елена Михайловна, Левина Людмила Николаевна, Короткова Татьяна Викторовна, педагоги МБОУ СОШ №12
Опубликовано 07.08.2012

 

 

 
     
 

О проекте   Реестр школ   Нормативная база   Присоединяйтесь!