О проекте   Реестр школ   Нормативная база   Присоединяйтесь!

 
 

ГБОУ ЦО № 734 им. А.Н. Тубельского

г. Москва

 
 

 

С 2000-го года НПО «Школа самоопределения» является инициатором организации Ассоциации демократических школ, призванной оказывать помощь в создании демократического уклада. Семинары, сборы, ролевые игры, праздники, ночные десанты по уборке школы, зимние и летние лагеря, создание Совета Школы и школьной Конституции, погружения, индивидуальные образовательные планы, экспертные советы и детско-взрослые экспертизы, творческие, научные и проектные работы, эксперименты, проблемные группы и педагогические пленумы, новые школьные сборники со статьями учителей и работами учеников, самоопределение и рефлексия, стажировки и выездные экзамены – вот далеко не полный список того, чем жила и живет сейчас школа 734, или НПО «Школа самоопределения».

В разные годы коллектив школы работал над такими программами, как Демократизация школьного уклада, переход к универсальным умениям, разработка новых форм оценивания, проекты школы полного дня и многие другие. Самой важной особенностью НПО «Школа самоопределения» является то, что она постоянно меняется, ведь учителя и ученики все время пробуют разные формы организации учебы, жизни. Это, конечно, и есть настоящее ОБРАЗОВАНИЕ. Можно ли пятью цифрами оценить индивидуальное развитие человека, его личностный рост, его продвижение, даже, в конце концов, его знания? Многолетний опыт российской школы показывает, что можно. Но будет ли эта оценка объективной, выражающей суть оценки личности, помогающей человеку продвинуться в своем образовании – создании образа себя? Тот же опыт говорит, что, скорее всего, нет. Инновация, поиск, эксперимент предполагает первоначальное отсутствие норм в новом образовательном процессе, в педагогической деятельности. Ведь если бы конструирование нового осуществлялось по старым нормам, вряд ли удалось создать само это новое. Следовательно, достижения учащихся в этом новом процессе надо и оценивать по-другому. Очевидно, что простая цифровая отметка не может «схватить», к примеру, умение работать в группе или способность разработать и осуществить проект, или степень личностного отношения к какой-либо проблеме. Но для школы, как и для многих авторских школ, именно эти приращения в личности ребенка характеризуют сам инновационный процесс. Именно поэтому в течение многих лет мы ведем поиски в области личностно-ориентированного образования, пытаемся делать освоение учебных предметов не целью, а средством развития индивидуальности ребенка. И, конечно, одной из первых проблем стала разработка новых форм оценивания. К сожалению, мы пока не можем совсем избавиться от отметки – общество не готово еще отказаться от такого простого и удобного способа измерения и сопоставления детей. Но с того момента, как мы начинаем говорить о личностно-ориентированном образовании, мы не можем не задумываться о том, чем заменить стандартную отметку или хотя бы чем ее дополнить.

В нашей школе мы пытаемся создавать такую модель, где детям предоставляется максимальная свобода выбора тем и способов работы, где ученика привлекают к постановке личных целей и задач в образовании, где учитывается индивидуальный темп, личный опыт, стиль и способности учеников, а также признается право ребенка на собственное личностное отношение к происходящему. И самое важное – где в основу оценки ребенка кладется не только отметка учителя, а самооценка процесса своего образования, рефлексия и деятельностная взаимооценка всех субъектов образования. Одним из самых важных умений самостоятельной личности мы считаем умение адекватно оценивать себя, свои силы, находить возможность их применению. Поэтому именно рефлексия стала для нас одной из составляющих развития личности. Все команды учителей, работающие в школе в зависимости от возраста детей разрабатывают различные формы оценивания, иногда заменяющие традиционную отметку (до 7 класса в нашей школе дети учатся без отметок), а иногда дополняющие ее (с 8 по 11 класс).

Распоряжением N 916-РП от 29 ноября 2011 г. Правительством Москвы Государственному бюджетному образовательному учреждению города Москвы Центру образования N 734 «Школа самоопределения» присвоено почетное наименование «Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр образования N 734 "Школа самоопределения" имени А.Н. Тубельского».

ГБОУ ЦО № 734 «Школа самоопределения»

105484, г. Москва, Сиреневый бульвар, 58а
На карте

Сайт школы
734.msk.ru

 

 
 

Александр Наумович Тубельский

Педагог высшей квалификации. Отличник народного просвещения (1972), Заслуженный учитель школы РФ (1994), Лауреат премии Президента РФ в области образования (2001). Награждён медалью К.Д. Ушинского.

Решение о присвоении школе имени Тубельского Александра Наумовича коллектив педагогов принял сразу после его ухода. Инициативу поддержали родители, выпускники, ребята. Традиции, заложенные Тубельским, и сейчас, спустя пять лет, живы и развиваются.

Александр Наумович стал в России одним из лидеров гуманистического, демократического подхода к школьному образованию. Его идеи находили живой отклик не только у нас, но и во многих странах мира. Свобода от догм и уважение к коллегам и ученикам были стилем жизни и основой педагогических взглядов Александра Тубельского. «Мы привыкли говорить: научись уважать других, а потом требуй уважения к себе. Мне кажется, что формула другая: уважай себя и через это, понимая, что другой человек тоже уважает себя, не унижай его. Вот это я и вкладываю в понятие достоинства», — говорил Тубельский. Он не боялся отстаивать свои ценности и как никто другой умел вдохновлять, объединять, создавать атмосферу со-трудничества и со-творчества, заражать своей энергией всех — учителей, детей, родителей. В школу № 734 Александр Наумович пришёл в самом начале перестройки — в 1985 году, стал её директором и бессменно 22 года руководил ею до своего последнего дня. Коллективом учителей и детей были подхвачены его новаторские замыслы. Но сколько ударов пришлось принять директору, чтобы отстоять право детей и школы жить своей жизнью. В середине 80-х школа была не грани закрытия: непривычной была свобода самовыражения даже для перестроечных времён. Пройдя нелегкий путь, в 1987 году наша школа стала авторской школой Тубельского, «Школой самоопределения», центром реформ образования периода перестройки.

Тубельский Александр Наумович родился в Москве 2 октября 1940 года. В 1971 году окончил исторический факультет Московского областного педагогического института имени Н.К. Крупской. В 1979-м защитил диссертацию на звание кандидата педагогических наук.

Трудовую деятельность начал в 18 лет рабочим завода «Стройдеталь» в Краснодаре. Через год был призван на службу в советскую армию. Отслужив, как и положено, три года, работал пять лет старшим пионервожатым в школах-интернатах Москвы. Следующие пять лет руководил работой Клуба вожатых Московского Дома пионеров. Позже работал организатором по внеклассной работе и учителем истории в школе № 733 (1972-1974 гг.), заместителем директора по методической работе Дворца пионеров и школьников им. Н.К. Крупской г. Москвы (1974-1982 гг.), а затем — старшим научным сотрудником Лаборатории трудового обучения и профессиональной ориентации АПН СССР. В 1985 году коллектив учителей школы № 734 пригласил Тубельского А.Н. на должность директора. Александр Наумович предложил концепцию нового содержания образования и, реализуя эту концепцию, школа в 1987 году победила во всесоюзном конкурсе инновационных школ, одной из первых получила статус экспериментальной площадки федерального значения. Тубельский А.Н. является автором педагогики самоопределения, ориентированной на создание условий для развития индивидуальности ребёнка. По инициативе Тубельского школа № 734 была преобразована в 1992 году в комплексное образовательное учреждение — Научно-педагогическое объединение «Школа самоопределения». Под руководством Александра Наумовича она стала победителем конкурса авторских школ (1989), конкурса «Школа будущего» (2006), конкурса инновационных школ в рамках Национального проекта «Образование» (2007). В 1990-м А.Н. Тубельский был избран президентом Ассоциации инновационных школ, а в 2000-м — президентом Ассоциации демократических школ России. Большое внимание уделял он воспитанию нового поколения педагогов. На базе НПО занимались студенты-педагоги, регулярно организовывались семинары учителей.

До последних дней А.Н. Тубельский работал профессором Московского педагогического государственного университета. Является автором и редактором 16 книг и более 150 статей по проблемам нового содержания образования, развития демократического уклада школьной жизни.

Времена не выбирают

Прошло пять лет со дня смерти Александра Наумовича.

Идея написать о Тубельском А. Н. появилась давно, когда решили делать про него БОЛЬШУЮ КНИГУ. Но, оказалось, БОЛЬШАЯ КНИГА будет состоять из нескольких томов. Первый из них — сборник его статей. Поэтому я обратилась в школьное издание, тем более, что есть повод —День рождения школы.

Это были 90-е годы, когда менялась наша страна, люди, образ мысли, образ жизни. Свобода и демократия — основные идеи того времени. А миссия Александра Наумовича состояла в том, чтобы изменить школу: внешний вид, учителей, взаимоотношения с детьми, уроки, праздники — абсолютно все, что было внутри школы и вокруг нее.

У моих коллег существует много историй, баек, рассказов об Александре Наумовиче. Но из-за занятости не все успели написать для этого сборника. Может, появятся еще такие сборники и это станет традицией

Скачать книгу


Лебедева Ольга Ивановна

 

Коллектив, ГБОУ ЦО № 734 «Школа самоопределения»
Опубликовано 01.10.2012

 

 

 
     
 

О проекте   Реестр школ   Нормативная база   Присоединяйтесь!