О проекте   Реестр школ   Нормативная база   Присоединяйтесь!

 
 

Гимназия им. И.Б. Ольбинского

г. Сергиев Посад

 
 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б. Ольбинского — многопрофильное учебное заведение повышенного уровня образования. Работа гимназии направлена на освоение учениками универсальных способов познания действительности, на общекультурное развитие личности учащихся, на формирование у них гуманистического сознания и мотивации на непрерывное образование и саморазвитие.

Дети с высоким уровнем способностей с 7 по 11 класс обучаются по расширенным программам. Базовый компонент учебного плана реализуется на широкой гуманитарной основе. Это обеспечивается образовательной моделью школы и системой отношений гимназии с другими учреждениями образования и культуры. Учебный план включает в себя обязательные дисциплины и дисциплины по выбору, благодаря чему ученики 10-11 классов могут формировать индивидуальный учебный план. Из 10 возможных вариативных курсов они выбирают два любых элективных профильных курса.

На всех ступенях обучения большую роль играет самостоятельная творческая работа учащихся, способствующая освоению культурных норм творческой и научной деятельности. Учебный план, разработанный педагогами гимназии и апробированный ими в течение восьми лет, позволяет сочетать профильное и углублённое социально-гуманитарное обучение. Существует возможность ежегодно выстраивать от 36 до 84 вариантов индивидуальных учебных планов, реализуя профильное обучение с соблюдением установленных санитарных норм и правил, но без организации профильных классов. Более трети индивидуальных учебных планов гимназистов 10-11 классов являются «нестандартными» по сравнению с традиционной моделью профильного образования. В них сочетаются, например, математика и словесность; биология и русский язык; физика и английский язык.

Такой подход к их формированию даёт больше возможностей для профессионального выбора и самоопределения учащихся; для более точного учета индивидуальных склонностей и образовательных намерений; для сохранения детских сообществ в гимназии; для вариативности социально-ролевого взаимодействия внутри сложившихся ученических коллективов.

МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия им. И.Б. Ольбинского»

141304, Московская обл, г. Сергиев Посад, ул. Вознесенская, 30а
На карте

Сайт школы
www.gimnaz.ru

 

 
 

Иосиф Борисович Ольбинский

Отличник народного просвещения. Заслуженный учитель РФ.

Биографическая справка

В 1978 году И.Б. Ольбинский окончил Московский Областной педагогический институт им. Н.К. Крупской по специальности «математика». В 2002 году там же защитил диссертацию на степень кандидата педагогических наук по теме «Методика обучения учащихся старших классов рефлексивному исследованию математических задач».

Вся деятельность Иосифа Борисовича была связана со школой и педагогикой: с 1978 по 1979 он преподавал математику в школе д. Каменка Сергиево-Посадскогого района, с 1979 по 1993 — был директором школы при санатории «Загорские Дали». В 1994-м под его руководством организована Сергиево-Посадская гимназия, директором которой он работал до 2007 года.

Областью научных и практических интересов И.Б. Ольбинского было развивающее управление школой, рефлексивные и исследовательские методы решения задач и методики организации их освоения школьниками.

И.Б. Ольбинский (1953–2007) является автором около двадцати публикаций в области управления школой и методики преподавания математики, пособий для учителей и учащихся. Среди последователей И.Б. Ольбинского — учителя, управленцы, молодые ученые.

 

Критская Ирина Маратовна, председатель управляющего совета гимназии — от родителей: Я благодарна ему за то, что в школьном Доме, который он создал, нашел себе место мой ребенок. И за то ещё, что я знала: рядом есть дом, куда я могу иногда прийти, есть человек, который любит в мире то же, что люблю я: музыку, математику, детей. Я так ждала, когда подрастут мои младшие и мы будем вместе учиться у него математике! Увы, этого уже не будет. Но его школа, его Дом есть. Говорят: «Вот придет кто-то чужой, недобрый, и все уйдут». А вы не уходите, даже если придет кто-то чужой и недобрый. Пусть он уйдет, если будет чужим, а мы — учителя, родители и дети — мы будем хранить традицию и жить в ней.

 

Суворова Екатерина, выпускница 2005 года — от выпускников: Он никогда не внушал нам страх, только восторг. Он порой нас даже смущал. Помню, мы сидели с подругой в его кабинете, ждали... Он вошел, улыбнулся, сел… Хорошо помню, что настроение в этот момент поднялось само собой, захотелось улыбаться и даже смеяться — без причины. Он почувствовал, что мы рады, внимательно посмотрел на нас, а потом запел: «Сердце красавицы склонно к измене…». Засмеялись.
 
Воспоминания... Они находят волнами... И все они какие-то очень личные, теплые и нежные… И самое первое из них: он вошёл в аудиторию, класс притих с восторгом и уважением, и в этой тишине, ожидающей чудо, прозвучало: «Кто есть Я?» Желание ответить на этот вопрос прочным стержнем засело внутри. Наверное, лучшая память о нем — это никогда не свернуть с пути поиска в себе Человека, ведь он так хотел видеть нас Людьми. Он вложил в нас себя. И вот теперь мы осиротели... Но всегда, пока живём, будем помнить его.

 

Филимонова Ольга Геннадьевна, принявшая обязанности директора: Иосиф Борисович — наш Учитель. Учил он не только математике и не только детей. Он учил любить жизнь, искать и видеть смысл в каждом её проявлении. Он учил задавать себе вопросы, и в поисках ответов на эти вопросы вырастала Личность. Он давал аванс веры, безгранично верил в высокую природу Человека. И из этой веры вырастали одновременно уверенность в себе и умение сомневаться, сила преодоления и умение прощать. Его мысли и отношение к жизни прочно вошли в нас, его учеников. И теперь мы не можем не сверять свои шаги с его мнением, хотя давать оценки было не в его правилах. Он будет всегда рядом, в нашей гимназии. Он будет помогать нам взглядом, песнями, улыбкой, бесконечными вопросами, своим желанием идти вперёд, искать, любить и верить, прощать и доверять, быть рядом, помогать друг другу в пути. И — вести за собой в Будущее наших детей: будущее гимназии, города, страны, планеты.

 

Иосиф Борисович ушел от нас, будучи учителем математики и директором нашей гимназии. Ходатайствуя о присвоении школе его имени, мы с полной убеждённостью заявили об уникальности личности Ольбинского, о его определяющей роли в жизни гимназии — в её прошлом, настоящем и будущем.

И.Б. Ольбинский — директор, основой профессиональной деятельности которого было мужество, ответственность и глубокая вера в человека. В 1979 году совсем еще молодым человеком он становится директором школы-санатория «Загорские Дали» — скромной, сельской, тогда еще восьмилетней, с давно сложившимися и неизменными традициями. А в 1994 году Ольбинский основывает Сергиево-Посадскую гимназию. Из обеих он сделал школы самобытные, имеющие и достижения, и большой потенциал развития. А самое главное — их педагоги получили образец, знание того, какими им должно быть. «Трудиться, молиться и содержать свой дух в чистоте» — такой завет оставил Иосиф Борисович своим ученикам и коллегам. Таким был, по сути, и принцип его собственной жизни, и его способ жить.

Иосиф Борисович Ольбинский — директор-строитель. В Загорских Далях его стараниями возведено новое крыло школы, а в Сергиевом Посаде — завершена реконструкция бывшей школы № 1, на месте руин которой и встала наша гимназия. Единожды построивший оценит. И в годы советского застоя, и в постперестроечный период директор брал на себя тяжелую ношу: был и руководителем строительных проектов, и прорабом, и дизайнером, добывал средства и страдал, когда это не получалось. Он никогда не оставался в стороне от дел, которые считал действительно стоящими.

Дом, который построил Ольбинский, — это школы, в которых он не только возводил стены, но и насыщал их особенной атмосферой — атмосферой единства и взаимосвязи, атмосферой семьи и дома. Иосиф Борисович стремился к поиску приоритетов педагогической работы и другим помогал в этом.

Семинар «Принципы домашности в педагогике» в Загорских Далях. Городской методологический семинар по проектированию образовательного учреждения нового типа. Общегородской вечер встречи выпускников бывшей Первой школы. Издание книги об этой школе, празднование её 85-летия и 5-летия гимназии, которую он создавал не просто как учебное заведение, но и как культурно-образовательный центр для педагогов района. Это лишь несколько свидетельств причастности И.Б. Ольбинского к профессиональной и общественной жизни города, его бережного отношения к прошлому, настоящему и будущему.

Представления Иосифа Борисовича об инновационном образовательном учреждении стали основой новшеств, прочно вошедших в жизнь гимназии. Система профильного образования для учащихся; педагогическая сессия как деятельностная форма повышения квалификации учителей; конкурс им. П.А. Флоренского на лучшие творческие работы учащихся; актовые лекции; праздник «19 Октября» с костюмированной игрой в XIX век; спектакли; художественные выставки. Образовательная среда гимназии постоянно вовлекает учащихся, их родителей, учителей в диалог с культурой, делает их творцами событий, способствует обмену опытом, выносит его на суд общественности. Гимназия издаёт лучшие творческие работы учащихся, методические пособия, материалы конференций; проводит многочисленные научно-практические семинары: для директоров; по профильному образованию; по образовательному пространству гимназии; семинары для заместителей директоров; семинары по использованию компьютерных технологий в воспитательном процессе, о духовных ценностях в пространстве современной школы. И так далее.

И. Б. Ольбинский был талантливым учителем математики и методистом. Он не только любил математику, но и умел приоткрыть ее законы и красоту ученикам и коллегам. До последних дней своих он вёл для гимназистов спецкурс по разработанной им авторской программе, а для учителей района — курсы повышения квалификации, по сути — свой авторский семинар. Эти занятия — его диалог с учениками и коллегами.

Ольбинский, мыслящий и пишущий педагог, оставил после себя лаконичные конспекты, которые он делал, читая Достоевского, педагогические издания, выступления на конференциях, готовя свою диссертацию, которую он защитил на кафедре математического анализа Московского областного педагогического университета им. Н.К. Крупской. Все они свидетельствуют о глубоком осмыслении им того, что он делал, и позволяют прикоснуться к живой деятельности педагога, к его уникальному опыту, к прошлому нашей школы. В записях Ольбинского сохранились идеи, рождённые в педагогической практике гимназии, в нашем индивидуальном и коллективном бытии, и это даёт возможность осваивать и творчески осмыслять их.

Сергиево-Посадская гимназия — это профессиональный успех Иосифа Борисовича Ольбинского. Она не раз подтверждала свой высокий статус и, безусловно, заслужила носить имя своего основателя и первого директора. Присвоение гимназии имени И.Б. Ольбинского — это не только дань памяти замечательному человеку, это еще и способ сохранить лучшее, что было создано в те дни, когда он ещё был с нами.

 

Филимонова Ольга Геннадьевна, директор гимназии
Опубликовано 23.10.2012

 

 

 
     
 

О проекте   Реестр школ   Нормативная база   Присоединяйтесь!