О проекте   Реестр школ   Нормативная база   Присоединяйтесь!

 
 

Круглыжская ООШ им. Ю.Я. Долгих

с. Круглыжи, Кировская обл.

 
 

 

Вехи пути

1872 г. — в с. Круглыжи одновременно со строительством церкви появляется церковно-приходская школа

1903 г. — открылось светское двуклассное училище, преобразованное затем в четырёхклассное.

1930 г. — на базе училища открыта школа крестьянской молодёжи (ШКМ)

1936 г. — Круглыжская ШКМ реорганизована в Круглыжскую среднюю школу (КСШ)

1991 г. — КСШ реорганизована в учебно-воспитательный комплекс (УВК)

1996 г. — УВК получает название УВК Школа-сад

1999 г. — УВК Школа-сад реорганизована в Круглыжскую среднюю общеобразовательную школу

2000 г. — Круглыжская СОШ реорганизована в МОУ СОШ с. Круглыжи Свечинского района

2006 г. — школе присвоено имя Ю.Я. Долгих

Когда Круглыжская школа отмечала cвой 50-летний юбилей, её коллектив получил тёплое письмо из города Кирова от Ольги Андреевны Беляевой, которая работала директором Круглыжской средней школы в трудные военные годы. Это письмо бережно хранится в школьном музее.

«Очень хотела бы повидаться с теми, — пишет Ольга Андреевна, — кто помнит меня, посетить школу и милое село Круглыжи, о котором у меня остались самые приятные воспоминания. Я работала в Круглыжской школе с 1939 года завучем, а в трудные военные годы — директором до августа 1945 года. В школе был сильный и работоспособный коллектив.

Когда началась война, мужчины ушли на фронт, а учителей-коммунистов А. П. Сунцову и В. С. Рыжкову взяли на партийную работу в район.

Перед началом учебного года в 1941 году к нам в Круглыжи направили школу-интернат из Ленинграда — более 300 ленинградских детей с учителями и воспитателями. Жители села приняли эвакуированных по-доброму, с пониманием. Приятно вспоминать, что ленинградские и наши дети жили очень дружно.

Непосредственно в селе трудно было всех разместить и найти жильё для учителей. Нам в этом очень помогли партийная организация, правления круглыжских колхозов и сельский совет под умелым руководством Я. Ф. Толстоброва.

Начальные классы разместили в трёх колхозах: «Труд» (д. Черемисы), «Правда» (д. Мулы) и «Барановский» (д. Барановщина), а старшие классы — в трёх зданиях в селе.

Естественно, в таких условиях учителям было работать трудно: приходилось в течение дня постоянно переходить из одного здания в другое. Но учителя, как и все, работали в это время самоотверженно. К тому же в годы войны все педагоги были агитаторами. После уроков и внеклассной работы с детьми, вооружившись газетами и информацией о событиях на фронтах, они шли в деревни, чтобы проводить беседы с колхозниками, которые их, как правило, с нетерпением ждали.

Летом учителя работали в колхозах на заготовке кормов и уборке урожая, а также заготовляли топливо для школы и сено для школьной лошади.

С удовольствием вспоминаю моих трудолюбивых учителей: А. В. Курятникову, М. С. Исакову, В. Т. Новосёлову, В. И. Тарасову, П. З. Буракова, энергичную пионервожатую А. М. Щенникову, моего завуча К. Е. Мартынову.

Самые добрые воспоминания в моём сердце оставили ученики старших классов, всегда лёгкие на подъём в любом деле. Учились старательно, хотя и питались плохо, и одеждой не блистали. Работали в колхозе наравне со взрослыми, помогали в ремонте школьных зданий, в заготовке дров для школы, готовили подарки для отправки на фронт.

Низкий поклон шлю женщинам села и всем односельчанам, которые в то суровое время помогли выжить, окружили заботой, вниманием и теплом школу и детей Ленинграда, снабжали овощами и другими продуктами, одеждой, хотя и сами постоянно недоедали и мёрзли.

В августе 1945 года я переехала в Киров. Но работа в Круглыжской школе в трудные годы войны, общение с прекрасными людьми навсегда остались в моей памяти».

***

О. А. Беляева за свой труд награждена многими правительственными наградами, но наиболее ценна и близка ей медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.», которой она награждена за умелое руководство коллективом Круглыжской средней школы в самые трудные военные годы.

Источник: газета «Свеча» за 3 марта 2011 года, школьный музей.

Автор : Червякова Р. А., ветеран педагогического труда.

МКОУ ООШ им. Ю.Я. Долгих с. Круглыжи Свечинского р-на Кировской обл.

612052, Кировская обл., Свечинский р-н, Круглыжи с., ул. Советская, 46
На карте

Сайт школы
proshkolu.ru/org/kruglyzhskaya/

 

 
 

Долгих Юрий Яковлевич

Многочисленные грамоты районного и областного управления образования,; ведомственный знак "Отличник народного просвещения", 1979; звание "Заслуженный учитель школы РФ", 1993.

Основой для описания жизни и деятельности Ю.Я. Долгих послужила исследовательская работы восьмиклассницы из Круглыжской школы.


Когда я пошла в первый класс, этого человека уже не было в живых. Но мне всегда было интересно, почему нашей школе присвоено его имя? Чем он заслужил такой почёт и уважение? Познакомившись с информацией о нём в школьном музее, я пришла к выводу, что её нужно дополнить и систематизировать. Трудовая деятельность Юрия Яковлевича, который 28 лет был директором нашей школы, должна занять в истории школы и в нашей памяти достойное место. Поэтому я и выбрала для исследования именно эту тему.

В ходе своей работы упор я делала на воспоминания жителей села: выпускников школы разных лет, учителей-ветеранов, нынешних её педагогов. Считаю, что воспоминания несут реальный отпечаток времени. В отличие от них, газетные публикации, которые я тоже использовала, изобилуют стандартными, общепринятыми фразами. Содержат факты, но лишены настроения, эмоций.

Я считаю уместным обращаться и к стихам. Жизнь человека — это не только дела, это ещё эмоции, чувства, настроения. Трудно говорить об этом только сухими фразами исследования. Хочется полнее выразить своё отношение.

Он прошёл по этой жизни с честью,

Каждый шаг по совести сверяя,

Без измены, подлости и лести,

Имя человека не теряя.

Круглыжская сторона. Река Ветлуга. Раздолье лесов, лугов, полей. Здесь в предвоенные годы в деревне Лодыгино жила и трудилась крестьянская семья Долгих: Якова Кузьмича и Нины Иосифовны. В 1939 году у них родился сын Юрий, а через год семья переехала на новое место — в деревню Барановщина. За околицей течёт Ветлуга, а совсем рядом — село Круглыжи. Грянула война, ушёл на фронт отец. Ушёл и не вернулся: в 1942 году под Сталинградом пал он смертью храбрых. Сполна познал паренёк трудности и лишения послевоенных лет. Каждое лето, ещё школьником, наравне со взрослыми работал — пахал и сеял. В 16 лет получил свои первые деньги. По словам самого Юрия Яковлевича, все ребята с нетерпением ждали первое сентября, чтобы хоть немного отдохнуть от тяжёлой работы. В районный центр Свечу — и то Долгих попал только в 15 лет. Нелёгким было детство нашего земляка.

После школы он пошёл работать на железную дорогу и своим заработком оплачивал учёбу сестры в старших классах (эта школьная ступень в те годы была платной). Трудился сначала кочегаром на паровозе, затем помощником машиниста. Эту специальность получил в техническом училище № 32 г. Кирова. В течение 3 лет одновременно работал и учился. А потом молодого человека призвали на службу. Три года в танковых войсках пролетели незаметно. Встал вопрос: «Что делать дальше?»

Человек. Профессия. Работа.

Можно выбрать. Поменять. Уйти.

Но большое счастье и заслуга —

На всю жизнь профессию найти

Юрий Яковлевич такую профессию нашёл. Ещё на последнем году службы он посещал подготовительные курсы для поступления в пединститут. А в 1964-м поступил в Кировский государственный педагогический институт на естественно-географический факультет. Почему именно на этот факультет? Дело в том, что Юрий Яковлевич страстно любил природу и путешествия. В институте наш будущий директор учился отлично. Был ленинским стипендиатом. А эта стипендию давали только тем студентам, которые учатся на одни «пятёрки» и активны в общественной жизни. Юрий Яковлевич с отличием окончил институт и мог выбирать место работы.

Ах, сельская родная школа!

Я с детских лет люблю тебя

Здесь каждый стульчик, парта, классы —

Здесь всё-всё-всё — мои друзья.

Когда зайду в твои я двери,

То все проблемы позади.

Родная школа, ты — как лекарь,

И возвращенья моего ты жди.

Ты знай, тебя я не покину.

И не забуду топот ног,

Когда звенит на перемену

Родной трепещущий звонок.

Юрий Яковлевич вернулся в родную школу и в родное село. Приказом управления образования его сразу назначили директором школы. Тогда в ней было более трёхсот учеников, большой коллектив учителей и обслуживающего персонала. И надо сказать, школа получила талантливого, энергичного, справедливого руководителя. Юрий Яковлевич стал директором в 30 лет, а в педколлективе тогда работали учителя и старше и опытнее его. Некоторые из них прошли войну. К ветеранам и учителям-стажистам молодой руководитель относился с особым уважением. Спрашивал у них совета по вопросам воспитания детей. Но умел и требовать. Ему быстро удалось наладить в коллективе рабочую обстановку. До его назначения в школе очень часто менялись директора. А теперь учителя поняли: новый директор пришёл всерьёз и надолго. Требовательным Юрий Яковлевич был прежде всего к себе. Раньше всех приходил на работу, обходил все рабочие участки, проверяя их готовность к учебному дню. Требовал дисциплинированности от подчинённых, но с пониманием относился к их промахам и очень корректно, с глазу на глаз делал замечания тем, кто этого заслужил. Отличившихся хвалил при всём коллективе. Всю учебную и воспитательную работу школы держал под контролем. Поощрял детей и учителей, которые активно занимались общественной работой. И любил говорить: «Общественное выше личного». Проблемы школы были для него действительно на первом плане. Юрий Яковлевич «болел» за каждого учителя. Молодые педагоги приходили в школу по распределению, директор окружал их заботой: помогал в обустройстве быта, в налаживании отношений с коллективом, давал советы, снижал требования, защищал на педсоветах. Но когда молодой специалист осваивался в новом коллективе, начинал требовать и от него необходимые результаты. Но старался, чтобы молодые оставались в школе навсегда. А если всё-таки уезжали из села, с огорчением говорил: «Не прижились». И потому очень поддерживал возвращение в школу её выпускников: они становились учителями на долгие годы. Сам Юрий Яковлевич был примером преданного служения родной школе и селу. Ему удалось сформировать коллектив, большинство учителей которого — коренные круглыжане. Этот коллектив всегда работал творчески, на высоком педагогическом уровне. Школа жила яркой, насыщенной жизнью. Многие учителя работают в ней и сейчас. И с благодарностью, гордостью и любовью вспоминают Юрия Яковлевича.

«Звонок. Ждём учителя. Ровно, как по линейке, стоим у края парт — так было всегда! Входит Учитель. Лёгкая, уверенная походка. В руках журнал, учебник, неизменная тонкая бамбуковая указка. Юрий Яковлевич преподавал биологию и географию в старших классах. Мне казалось, что географию он любил больше, особенно экономическую географию зарубежных стран. Много знал о каждой стране, талантливо рассказывал. Любил работать с тетрадью. Часто давал письменные задания. Вопрос на «пять» был непростым, ответ на него нельзя было найти в учебнике. Рядом с оценкой за работу всегда была рецензия — чаще всего, похвала. Конечно, нравились ему умные ученики, умные ответы, но и неготовым к уроку всегда давал шанс: «двойку» не ставил, спрашивал на следующем уроке, но уже двойную порцию. И только после второй неготовности ученика в журнале появлялась маленькая аккуратная «двоечка». Заразительно, от души и совсем необидно смеялся над нелепыми ответами. Никогда не унижал ученика, проявлял недовольство лишь лёгким хмыканьем.

Юрий Яковлевич всегда выглядел элегантно: костюм, рубашка, галстук — всё в идеальном порядке. И от мальчиков требовал отутюженные брюки, начищенные ботинки и аккуратную причёску. Восхищался девочками, имевшими косы. Бесспорно, он был для нас примером во всём: и в отношении к делу, и в поведении. Я горжусь, я счастлива, что меня учил Юрий Яковлевич!» (Ларионова Г. В.)

В селе он не просто порядочный житель.

У всех на виду: его имя Учитель.

И спрос с него строг, и честь велика.

И ноша его на миру нелегка.

Большое место в работе директора занимали хозяйственные вопросы. Укрепление материальной базы школы, создание условий для качественного учебно-воспитательного процесса — это официально утверждённая должностная обязанность руководителя любого образовательного учреждения. Юрий Яковлевич всегда честно, добросовестно и ответственно выполнял её.

В конце 60-х уроки в школе проходили в двух деревянных зданиях с печным отоплением. Для него ежегодно требовалось 800 кубометров дров. В их заготовке участвовали все: учителя, ученики, обслуживающий персонал. Двухметровые хлысты вывозили из леса, распиливали, а на специальных субботниках раскалывали их и укладывали дрова в многочисленные поленицы. Отсутствовал в школе и водопровод — воду носили вёдрами из расположенного рядом колодца.

Питаться школьникам приходилось в сельской столовой: своей не было. В школе обучалось много детей из дальних деревень, и под интернат для них был отведён дом купца Чемоданова — здание дореволюционной постройки в двух километрах от учебного корпуса, уже за территорией села, в лесной зоне.

И ещё был старый деревянный корпус школьной мастерской. И не было спортивной площадки и гаража для школьной техники... Много-много и других хозяйственных проблем легло на плечи молодого директора. Но он не отступил.

В 1978 году началось строительство большого каменного здания для интерната, детского сада, школьной столовой. Строительно-монтажное управление Лянгасовской железной дороги, с которым был заключен договор на это строительство, прислало в Круглыжи бригаду строителей. Юрий Яковлевич предоставил им жилье и всё необходимое для нормального проживания, а в дальнейшем всегда интересовался условиями их быта. И полностью контролировал ход работы. Заканчивался цемент, кирпич или другой строительный материал — звонил, хлопотал, организовывал доставку. Бригада не была обеспечена техникой и транспортом, поэтому приходилось часто обращаться к руководителю совхоза «Круглыжский». Юрий Яковлевич смог установить с ним контакт, и на просьбы директора о помощи тот всегда откликался.

Одновременно со зданием столовой и интерната строилась котельная. Приступили к прокладке водопровода и отопительной системы. Юрий Яковлевич всеми правдами и неправдами добивался от районного начальства и руководства СМУ согласия провести водопровод и отопление и к двум основным корпусам школы. Настойчивость и упорство директора сделали своё: школа получила и водопровод, и централизованную систему отопления. Что все чувствовали в те дни? Конечно же, огромное облегчение! Всё! Не надо больше заготовлять сотни кубометров дров, таскать десятки вёдер воды. Это был настоящий праздник! Закончилось строительство здания для садика, интерната и столовой — а для директора началась работа по оснащению нового корпуса игрушками, кроватками, посудой, постельным бельём, стиральными машинами, электроплитами, мебелью. И снова звонки, «выбивание» средств, транспорта. Два года напряжённого труда, огромные затраты физических и нервных сил — и вот результат: в 1980 году состоялось долгожданное открытие нового корпуса.

Требовала обновления и школьная мастерская. В гниющем деревянном здании вести уроки было уже невозможно. И Юрий Яковлевич добился выделения средств на строительство новой мастерской. Стройматериалы «добывали» как могли: брус из посёлка Свеча, оконные рамы — из совхоза, а плиты для внутренней отделки находили среди остатков на стройках в соседних сёлах. Старые станки частично перенесли в новую мастерскую, но Юрий Яковлевич хотел, чтобы оборудование было новым. И опять пришлось выбивать средства и транспорт. «В Киров ездили сами, — вспоминает Н. Е. Хомяков. — Привезли деревообрабатывающие станки, станок для заточки инструментов и токарный по металлу, а также фуговальнопильный станок и массу инструментов. Ни в одной школьной мастерской не было тогда такого разнообразного оборудования!» Производительный труд школьников был в то время обязательным. В новой мастерской его организовали по-новому: заключили договор с Кировским отделением Горьковской железной дороги, и школьники стали производить для железнодорожников лопаты и черни к кувалдам и молоткам. Принимались заявки и от населения на изготовление этой же и другой продукции. По 50 кубометров пиломатериалов ежегодно использовала школьная мастерская, получала за реализацию живые деньги, а школьники — зарплату.

Следующим строительным объектом стал гараж. На балансе школы числились трактора, машина ГАЗ-53, техника для уборки картофеля и многое другое сельхозоборудование. Отпраздновали здесь новоселье, а через два года директор организовал строительство отапливаемого овощехранилища.

В начале 90-х был проложен и долгожданный асфальт. По плану он должен был дойти только до моста через реку Матюг, откуда до школы ещё около 700 метров. Юрий Яковлевич встречался с руководством района, вёл переговоры с дорожниками и добился прокладки асфальта до самого школьного крыльца. Теперь даже в осеннюю распутицу все могли ходить в школу в туфлях, ботинках, а не в резиновых сапогах.

От организаторской деятельности директора ежедневно зависела нормальная работа школы. То ежегодный косметический ремонт, то чрезвычайные ситуации. Три раза приходилось менять пол в спортзале, один раз даже углубляли его, делая помещение выше. Провалилась крыша в старом школьном корпусе. Начали гнить полы в интернате. Перестала соответствовать требованиям школьная мебель — пришлось менять старые громоздкие парты с хлопающими крышками на удобные столы и стулья. И опять цена каждому делу — огромная затрата физических и нервных сил директора. Договариваться, ходить по инстанциям, найти рабочих, организовать труд подчинённых — и так все 28 лет работы.

Сам неравнодушный к спорту, Юрий Яковлевич хотел, чтобы и ученики росли сильными и выносливыми. А для полноценных занятий физкультурой и спортом школе была нужна крепкая материальная база. Директор всегда умел добиться денег на спортинвентарь, и в 70-е годы создал лучшую в районе школьную лыжную базу. На ученика приходилось по две пары лыж: первая, похуже, — для уроков физкультуры, а вторая — для соревнований. Благодаря стараниям Юрия Яковлевича школе был выделен снегоход «Буран» для прокладки лыжни. И, наконец, директор добился открытия на базе школы отделения лыжных гонок ДЮСШ посёлка Свеча. Многие районные соревнования по лыжным гонкам стали проводиться в нашем селе.

Долгое время в школе не было спортивной площадки. Рядом со школой находилось поле, где ребята играли в футбол, соорудив ворота из палок. На оборудование поля никогда не выделялось ни рубля. Но Юрий Яковлевич нашёл выход. Договорился с руководством колхоза, и школе было разрешено подбирать на стройобъектах села железные трубы, арматуру, непригодные покрышки от автомобилей. Практически из металлолома в совхозной мастерской были сварены все части гимнастического городка (шесты, штурмовая лестница, перекладины, шведская стенка), оборудование для занятий волейболом и баскетболом, легкоатлетической полосы препятствий. Директор стал инициатором строительства и школьной хоккейной площадки. Провели к ней освещение, регулярно заливали, чистили лёд. Использовали её как каток и как спортивную арену для школьных и районных соревнований по хоккею. Теннисные столы, единая спортивная форма для участников районных соревнований, комплекты туристического снаряжения — всё это тоже появилось в школе при Юрии Яковлевиче. Порой ему приходилось идти на конфликт с финансовыми органами, отвечающими за бюджет школы, но деньги на спорт он всё равно «выбивал». Очень «болел» директор за своих спортсменов. Перед каждой поездкой на соревнования собирал ребят и напутствовал их. Ждал победы, и место ниже первого считал проигрышем. Проблему с доставкой спортсменов решал всегда — даже когда не было ни асфальта, ни рейсового автобуса. Лично награждал победителей и призёров и находил для каждого добрые слова. Особенно отмечал тех, кто не отличался успехами в учёбе. Когда в 80-е годы были введены переводные экзамены, Юрий Яковлевич предложил на педсовете освобождать от экзаменов учащихся 6–8-х и 10-х классов, если они активно участвовали в спортивной жизни школы и за год имели только положительные оценки. Предложение директора было принято. Такое отношение руководителя к спортивной жизни школы не могло не сказаться на результатах: Круглыжская школа в те годы по многим видам спорта была лучшей в районе.

Всё, что появилось у нас нового при Юрии Яковлевиче, далось ему нелегко. Особенно тяжёлыми выдались 90-е годы. В это время в районной газете «Свеча» появилась статья Э. В. Кулакова «Отчего затосковал директор?». Её автор писал: «Насколько я знаю Юрия Яковлевича, он всегда выглядел жизнерадостным, энергичным, полным сил. Нынче же в его глазах мне почудилась какая-то боль.

— Не поверите, — говорил Юрий Яковлевич, — никогда так тяжело не жилось школе, как сейчас. Нет денег на самое необходимое.

— Неужели не готовы к новому учебному году?

— Готовы-то, готовы, хоть сейчас можем посадить ребят за парты, но мы впервые за всю историю школы не покрасили в ней полы.

— Бог с ней, с половой краской, ведь можно прожить в неокрашенной школе.

— Согласен, можно. Но как вступать в зиму, вообще не имея топлива, ума не приложу. А с нового учебного года и мастерскую на производственные цели придется закрыть. На счетчике мастерской набежало 15000 рублей. Так что убыточен нынче производительный труд.

Оживился Юрий Яковлевич, когда речь зашла об учителях и учениках. С гордостью и любовью говорил он, какие замечательные дети в Круглыжах. И вновь увидел я прежнего директора — энергичного и полного сил. В этом весь Юрий Яковлевич: отними у него это — и жить и дышать не сможет».

За свой честный, добросовестный труд Юрий Яковлевич много раз награждался грамотами районного и областного управления образования. В 1979 году ему был вручён ведомственный знак «Отличник народного просвещения», а в 1993-м присвоено звание «Заслуженный учитель школ Российской Федерации».

Друзья мои, начать бы все сначала

И где-то у реки разбить свои костры,

Валяться б на траве, как будто у причала,

И видеть, как дымят вечерние костры.

Потом придет зима в созвездии удачи,

И легкая лыжня поманит от дверей…

И может быть, тогда удастся нам иначе,

Иначе, чем теперь, прожить остаток дней.

Любому человеку нужна какая-то отдушина, возможность отдохнуть душой, забыть о проблемах и заботах. Такой отдушиной для директора был его дом, крепкая надёжная семья. Супруга, Долгих Нина Юрьевна, более тридцати лет работала в нашей школе учителем начальных классов. Прекрасно понимала проблемы школы, и поэтому всегда поддерживала Юрия Яковлевича. Дети — Татьяна и Михаил — тоже с большим уважением и любовью относились к отцу. Работа оставляла мало времени на отдых. За 28 лет Юрий Яковлевич ни разу не использовал свой отпуск полностью. И говорил: «Смешно: живу у реки, а в отпуске не могу на рыбалку вырваться». А был он страстным любителем природы и любил отдыхать сидя у реки с удочкой. Возвращался домой с хорошим уловом, но ни уху, ни рыбу не ел. Этим речным лакомством баловались члены его семьи. Рыбак, охотник, грибник, ягодник — Юрий Яковлевич всегда рвался на природу. Но любил и дома посидеть с книжкой или газетой в руках. Рос он в военные и послевоенные годы, поэтому и книги читал о войне. Всегда был в курсе всех событий в стране и мире Ведь подписывался сразу на 15 периодических изданий.

Очень любил военные песни. «За того парня» — его любимая. Огромное удовольствие получал от фильмов Сергея Бондарчука, от актерской игры Василия Шукшина и Вячеслава Тихонова. Ну, и конечно, его страстью был спорт. Страстный футбольный и хоккейный болельщик, он и сам великолепно играл в волейбол. Был момент, когда он даже тренировал сборную школы. Входил также в сборную села по волейболу, не раз побеждавшую в первенстве района. А вот на областные соревнования ездить отказывался — стеснялся своего возраста. Волейбол Юрий Яковлевич сравнивал с шахматами: считал его очень умной игрой. Память о директоре как о замечательном волейболисте до сих пор жива в районе: ежегодно в посёлке Свеча проводится волейбольный турнир за кубок Ю. Я. Долгих. Вторая спортивная страсть Юрия Яковлевича — лыжный спорт. Его по трудности он сравнивал с защитой докторской диссертации. Сам отлично ходил на лыжах.

Он заслужил почёт и, без сомненья,

Слов благодарности, наполненных теплом.

За труд дано то было уваженье,

За всю заботу о близком и родном.

Юрий Яковлевич умер после тяжёлой продолжительной болезни, не дожив год до своего шестидесятилетия. Проводить его в последний путь пришли все односельчане, приехали выпускники прошлых лет, руководители района. На основании ходатайства коллектива Круглыжской школы решением Свечинской районной Думы нашей школе в 2006 году присвоено имя Юрия Яковлевича Долгих.

Итак, работая над темой, я пришла к следующим выводам. Юрий Яковлевич Долгих прожил жизнь ярко и достойно. Был он простым и скромным, трудолюбивым и требовательным, строгим, но справедливым. Всеми своими успехами наша школа обязана, прежде всего, напряжённому труду директора, который всю свою жизнь посвятил служению людям, родному краю и школе. В чём причины такой самоотдачи? Юрий Яковлевич принадлежал к тем людям, для которых слова «долг, ответственность, добросовестный труд» были не пустым звуком. Работать во имя страны, процветания своей малой родины — это было их убеждением. Так они были воспитаны. И самое главное — Юрий Яковлевич любил и уважал людей, каждого своего ученика. Вот его слова: «... зажжённая любовь в душе ученика — что может быть радостней и выше для учителя?»

Таким Ю.Я. Долгих остался в нашей памяти.

Пройдут года, столетий нити

Утонут в синей бездне звезд.

Но слово теплое «Учитель»

Всегда растрогает до слез.

Всегда заставит вспомнить что-то

Родное, близкое тебе…

В двадцатом веке и в двухсотом —

Учитель вечен на земле!


 

Лажинцева Вероника Игоревна; Кудрина Елена Александровна, ученица 8 класса; учитель истории МКОУ ООШ им. Ю.Я. Долгих
Опубликовано 16.11.2012

 

 

 
     
 

О проекте   Реестр школ   Нормативная база   Присоединяйтесь!