О проекте   Реестр школ   Нормативная база   Присоединяйтесь!

 
 

Полноватская СОШ имени И.Ф. Пермякова

село Полноват, Белоярский район ХМАО-Югры

 
 

 

История учительства Севера начиналась с них...

12 октября 1921 г. Документ № 25. Из доклада инструктора Березовского укома РКП(б) И. Кузьмина о работе ревкома и жизни коренного населения Казымской волости:

— Я убедился, насколько отсталое население. Во всем царит совершенное невежество... Нет ни одного грамотного человека, и даже мало встретишь говорящих по-русски.

1927 год. В селе Полноват открыты русская, туземская школы и туземский интернат.

Из воспоминаний Бурлаковой Н.В., ученицы тех лет:

«Первые классы Полноватской школы размещались в здании старого сельсовета...»

1926–1927 уч. г. В Полноватской школе работают:

Новицкий Алексей Ксенофонтович — заведующий школой, 1902 года рождения, крестьянин по происхождению, беспартийный, образование общее, специальное, окончил Высшее начальное училище, педагогический стаж - 8 лет, количество учеников, возложенных к обучению, — 5 человек.

Котовщикова Елена Алексеевна — учительница, 1896 года рождения, дочь рыбака, беспартийная, образование общее специальное, окончила 7 классов Тобольской гимназии, педагогический стаж 11 лет, обучала 1 и 3 группы, количество учеников — 6 человек.

Охват обучением детей народов Севера:

      • 1927–1927 уч.год — 18 учащихся;
      • 1929–1930 уч.год — 38 учащихся;
      • 1930–1931 уч.год — 52 ученика.


Сегодня в школе создан комплекс условий для комфортного развития детей. Прежде всего — для развития, связанного с традициями и особенностями коренных народов Севера, с этнопедагогикой и народной психологией. Мониторинг успеваемости учащихся школы за прошедший учебный год свидетельствует: у нас качественная успеваемость учащихся выше, чем в других национальных образовательных учреждениях муниципалитета. В 2007 г. школа победила в номинации «Лучшее образовательное учреждение, реализующее программу культурного наследия коренных малочисленных народов Севера», получила Грант Губернатора ХМАО-Югры, является обладателем Гранта Главы Белоярского района (2006 г., 2009 г., 2012 г.).Школа имеет пришкольный интернат на 36 детей. Учебное здание рассчитано на 220 учеников и оснащено современным оборудованием, компьютерной и мультимедийной техникой.
Педагогический коллектив школы — 31 человек, из них 77% — с высшим образованием и 21% — со средним специальным. На первую и высшую квалификационную категорию аттестованы 52%, на вторую — 42%. Отраслевые награды имеют 7 педагогов школы. Почти пятая часть педагогов — выпускники Полноватской школы. Столько же в коллективе педагогов-мужчин.

С 2005 года школа включилась в федеральный эксперимент по информатизации образования и активно работает над использованием информационных технологий в учебном процессе. Для этого есть необходимое техническое обеспечение и коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОРов) по различным предметам. В учебный процесс внедряются интерактивные методы обучения.Шестой год мы являемся инновационной экспериментальной площадкой федерального уровня по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения по направлению «Информационные технологии» Томского университета систем управления и радиоэлектроники.

В школе ведётся исследование по направлению «Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах автономного округа для коренных малочисленных народов Севера». Исследовательская тема школы —«Индивидуально-личностный подход к обучению школьников — важнейший фактор формирования социально-трудовых компетенций». Научный руководитель эксперимента: Бугаева Алла Львовна, заведующая лабораторией малочисленных коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Центра национальных проблем образования Федерального государственного учреждения «Федеральный государственный институт развития образования», доктор педагогических наук. Эксперимент рассчитан на пять лет — с 2011 по 2016 гг. — и будет реализоваться в три этапа. Для коллектива школы очень важно, что в эксперименте решаются задачи, жизненно необходимые для школы с. Полноват.

Учебный план школы разработан в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и включает в себя предметы федерального, регионального и школьного компонентов. Часы национально-регионального и школьного компонентов используются для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента, для введения новых учебных предметов, факультативов, элективов и курсов по выбору. Курсы по выбору в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 класса имеют модульный характер и предусматривают переход ученика из одной группы в другую, т. е. увеличивают вариативность выбора учебной деятельности. Курсы ориентированы на углубление, но по большей части — на расширение школьной программы. Ведь на этой ступени обучения важно дать учащимся проявить свои склонности и определиться в выборе будущего профиля.

На основе потребностей семей и возможностей школы сформированы два профильных информационных класса.
В 2011–2012 учебном году коллектив школы приступил к введению и реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Одна из главных задач школы — обеспечение и сохранение здоровья учащихся. В рамках программы «Здоровье и образование», цель которой — создание оптимальной модели школы по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся в условиях национального поселка,  используются здоровьесберегающие технологи, создаётся здоровьесберегающая среда.Пятый год в школе работает кабинет биологической обратной связи (БОС). БОС — это уникальный метод использования резервных возможностей человека для повышения стрессоустойчивости и снижения уровня заболеваемости гриппом и ОРВИ.

Все учащиеся школы получают бесплатные горячие завтраки. Льготники обеспечиваются бесплатным горячим обедом и полдником. Пятиразовое питание получают воспитанники пришкольного интерната. Витаминизация питания детей проводится в течение всего учебного года. Например, в сентябре прошлого года это было обеспечено благодаря тому, в частности, что силами учащихся и учителей было заготовлено 165 кг клюквы.

Два раза в год совместно со службой пожарной охраны селад в школе проводится практическая подготовка к действиям в экстремальных ситуациях. По результатам 2011 года школа признана победителем в смотре-конкурсе на лучшее противопожарное состояние и отмечена благодарностью главы сельского поселения за слаженную и результативную работу при тушении пожаров на территории села.

Здание школы и пришкольного интерната приводятся в соответствие с обновленными требованиями пожарной, санитарно-эпидемиологической, антитеррористической безопасности: устанавливается система видеонаблюдения, обновляется нормативная база, отрабатывается схема реагирования персонала школы в случае возникновения ЧС.

Одно из направлений внеурочной деятельности школы — занятость учащихся в кружках дополнительного образования. Система внеурочной занятости детей направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной и полезной. В прошлом году на базе школы работало 20 кружков и секций. Школьный краеведческий музей был признан в 2012 году победителем II Окружного конкурса общественных музеев и комнат боевой славы.

В каникулы проходят физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. Школьники средних классов совершают походы одного дня на остров Листвяжный и озеро Сырковое и участвуют там в соревнованиях по футболу на снегу; по стрельбе из пневматической винтовки; по рыбной ловле; по туристическим навыкам; по национальным видам спорта; в практических занятиях по подготовке к традиционным видам хозяйственной деятельности коренных народов Севера. В 2009-м и 2010-м годах летний оздоровительный лагерь на базе школы был лучшим в районе. В с. Полноват и д.д. Тугияны и Паштор работают для школьников подростковые клубы. Ежегодно организуется оздоровительная площадка при поселковой больнице. Учащиеся получают путевки и на базу отдыха «Северянка» в г. Белоярском. А лучшие ученики ежегодно награждаются бесплатными путевками в лагеря г. Анапы. При комплектовании летнего оздоровительного лагеря приоритет отдаётся детям из малообеспеченных семей, безработных родителей, опекаемых.

В школе действует система поддержки талантливых детей. Создаётся безбарьерная среда образовательного учреждения.

Педагоги школы неоднократно побеждали или награждались призами в муниципальных конкурсах: «Лучший руководитель» (2006 г.,2007 г., 2011 г.), «Лучший учитель» (2009 г.), «Самый классный классный» (2010 г.), «ИКТ в деятельности учителя-предметника» (2010 г., 2011 г.), «Дебют» (2010 г.), «Признание» (2010 г.), «Лучший публичный доклад» (2010 г.); в региональном конкурсе «Учитель родного языка и литературы коренных малочисленных народов Севера»–2012 победителем тоже стал педагог нашей школы.
Среди учеников также постоянно появляются победители и призеры интеллектуальных конкурсов и предметных олимпиад различных уровней — от районного до всероссийского.

МКОУ СОШ им. И.Ф. Пермякова — Муниципальное казенное образовательное учреждение Белоярского района Общеобразовательная средняя (полная) школа им. И.Ф. Пермякова с. Полноват

628179, ХМАО-ЮГРА, Белоярский район, с. Полноват, ул. Собянина, 1в
На карте

Сайт школы
86polsch.edusite.ru/p4aa1.html

 

 
 

Пермяков Иван Федотович

орден Трудового Красного Знамени, юбилейная медаль «За доблестный труд», ведомственный знак «Отличник народного просвещения РСФСР»

Имя Ивана Федотовича Пермякова присвоено нашей школе около 10 лет назад. А ещё раньше, по просьбе жителей села, и улица, на которой он жил, из Школьной была переименована в улицу Пермякова. Иван Федотович работал директором Полноватской средней школы на протяжении 23 лет — с 1954 по 1977 год. И оставался на этом беспокойном посту до последнего дня своей жизни. Ушёл он из жизни рано — судьбой ему было отмерено только 50 лет.

Пермяков родился 25 октября 1926 года в селе Малый Атлым в семье простого рыбака-охотника. В семилетнем возрасте пошёл в начальную школу, после неё — в тузсемилетку, затем закончил Ханты–Мансийское национальное педучилище, после чего пять лет работал учителем начальных классов в Казымской культбазе; в 1948-м назначен заведующим Тугиянской начальной школы, а в 1949-м — инспектором школ Октябрьского района. А ещё через год его, выпускника Ленинградского педагогического института имени Герцена, закончившего отделение Народов Севера (трёхлетний курс обучения), назначают директором Казымской восьмилетней школы и затем, в 1954-м — директором нашей школы.

Вся сознательная жизнь Ивана Федотовича была связана со школой. Скромный и отзывчивый, он всегда с большой ответственностью относился к своим обязанностям. Свой богатый педагогический опыт и знания щедро передавал коллегам. Никогда не искал легких путей и всегда работал там, где было трудно. Уже будучи директором школы, в 1957 году, вступает в члены КПСС, а спустя пять лет избирается секретарем парткома колхоза имени Фрунзе. Наладив работу этого коллектива, вскоре снова возвращается к педагогическому труду и заочно заканчивает ещё один вуз — Омский педагогический институт имени М. Горького. Пермякова отличали трудолюбие, душевная доброта, чуткое и внимательное отношение к людям.Его работа по совершенствованию учебного процесса, организации народного образования отмечена орденом Трудового Красного Знамени, юбилейной медалью «За доблестный труд и — в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленин — значком «Отличник народного просвещения РСФСР».

Будучи директором школы, Иван Федотович много лет избирался депутатом сельского, районного и областного советов. Н. Бондровский, спецкор газеты «Путь к коммунизму», писал: «С Иваном Федотовичем Пермяковым встретиться мне удалось с трудом. Хотя это на первый взгляд удивительно. Ведь директор школы летом может отдохнуть: нет занятий, преподаватели разъехались в отпуска. Да куда там! В школе сказали, что он пошел на пристань выгружать шифер для здания. На причале узнал, что его вызвали на заседание исполкома сельского Совета. В сельсовете его тоже не оказалось — Иван Федотович на рыбоучастке договаривался насчет ТБС с понтоном.

Только утром следующею дня на пристани удалюсь подкараулить его, когда Иван Федотович вместеcо своим коллективом грузился на судно, идущее на заготовку веточного корма. Поговорить с ним можно было лишь на борту. Грех упускать возможность беседы с интересным человеком...

И вот ТБС неспешно скользит по обской глади. Наступила редкая вынужденная бездеятельность для этого неугомонного человека. Мы говорили с ним о самых различных вещах, и трудно было понять, кто же онв большей степени: директор школы, педагог или депутат? На этот вопрос, улыбнувшись, он заметил:

—Да, признаться, я не разделяю их. За семнадцать лет все эти обязанности приходилось выполнять одновременно. Ведь депутатствую уже 8-й созыв.

В чем же секрет такого длительного доверия полноватцев? Да нет тут ничего особенного. Просто Иван Федотович неформально относится к своим обязанностям, вкладывает в них частицу своей щедрой души. Первооснова его депутатской работы — наказы избирателей. Но в процессе деятельности их поступает всё больше и больше, всё новые и новые. Свою депутатскую эффективность проверяет Иван Федотович на собраниях со своими доверителями, при личных встречах с ним.А большинство его избирателей — родители его учеников.



Сейчас лето в разгаре, и нужно быстрее завершить ремонт школы, да еще принять посильное участие в заготовке веточных кормов для колхоза. К тому же приближается пора сенокоса. Как депутат он обязан подключиться и к организации этой кампании.

Народ видел и ценил его нешумную, но по-деловому эффективную деятельность по социально-культурному развитию села. Недаром грудь И.Ф. Пермякова украшает орден Трудового Красного Знамени».

Надежде Георгиевне Максименко, руководителю школьного музея, учителю русского языка, литературы и истории, посчастливилось поработать под его руководством целых 12 лет. «Впервые я встретилась с ним в районо Берёзово, куда была направлена после окончания Тюменского пединститута в 1965 году. Нас, человек пять молодых специалистов, распределяли по школам. Были направления в Игрим, Берёзово, Саранпауль… И вдруг появился он. Внешне ничего примечательного: невысокого роста, с простым добродушным лицом, уже не молод, лет под сорок. Спросил нас, куда мы получили направления и кто мы по специальности. Мы тоже поинтересовались, кто он. Иван Федотович представился директором Полноватской школы. Мы были поражены: на директора, по нашим представлениям, этот человек вроде бы не походил. А потом сказал-то всего, что ему в школу нужны молодые специалисты, но мы и не заметили, как согласились с ним поехать в Полноват. Вот такова сила его убеждения. Вроде бы, и не уговаривал нас, не обещал райские кущи, но мы все загорелись желанием работать именно с ним, с этим директором, в его школе. И никогда не пожалели об этом. Мы встретили не только высококультурного и образованного человека, но и одарённого педагога. Поражало нас его трудолюбие, ответственность за всё, что делал. Этому он и нас учил».

Иван Федотович любил детей, и любовь его была действенной. Когда его назначили к нам директором, школа была неполной средней — семилеткой. Тем, кто хотел получить среднее образование, приходилось уезжать из родного села в Берёзово. Это было и неудобно, и накладно и для родителей, и для учеников. Некоторые, у кого в семье были средства, учились в техникумах, училищах, но таких было немного. Большинство ребят вынуждены были ограничивать своё образование семью классами. Иван Федотович добился того, чтобы нашей школе присвоили статус средней и дети могли получать в ней полное общее образование.

В воспитании и обучении детей для Ивана Федотовича не было мелочей, и потому он мечтал о новой школе — светлой, теплой, с просторными кабинетами, с большим спортивным и актовым залами, с большой столовой. Не мог он смириться с тем, что каждое утро завхоз Иван Егорович Батурин выдавал классным руководителям по две керосиновые лампы. Одну ставили на учительский стол, а другую вешали на противоположную стену, и при таком освещении дети занимались. Но особенно неудобно было зимой, когда стояли морозы и железные печи, которые были в каждом классе, не могли сохранить тепло. Классы быстро «остывали»: школа, построенная в 1938 году, была уже старой. Ученики поочередно во время уроков грели возле печи руки: замерзшие пальцы не слушались и не «писали», да и чернила порой замерзали. И в целом школа уже не соответствовала тем задачам, которые стояли перед ней. Начались бесконечные хлопоты, выступления, просьбы, требования, письма в разные инстанции, не один раз пришлось Ивану Федотовичу съездить в Москву, пока он не получил добро на строительство школы.

Стремясь к тому, чтобы педагогический коллектив был сильным, Иван Федотович сам подбирал учителей — именно таких, которые соответствовали его требованиям, а требования у него были очень даже жёсткие. Хочешь у нас работать — должен в совершенстве знать свой предмет, быть трудолюбивым, любить детей, любить школу. Он и сам был таким. Никогда не был сторонним наблюдателем. Во всём, что происходило в школе, сам принимал непосредственное участие. В школе было в то время печное отопление, и ученики вместе с учителями заготавливали дрова. Обычно по воскресеньям запрягали лошадей на школьной «конюховке» (конюшне), садились в сани вместе с Иваном Федотовичем и ехали «в деляну». Там ручными пилами валили деревья, распиливали и везли в школу, а на школьном дворе кололи, складывали в поленницы. И всегда с нами был наш директор.


Колхозу всегда требовалась помощь школы: заготовка сена для скота, уборка картофеля — и опять с нами Иван Федотович. В одной из заметок газеты «Путь к коммунизму» от 11 сентября 1973 года А. А. Петров, председатель колхоза имени Фрунзе, писал: «По давней хорошей традиции ученики старших классов Полноватской средней школы каждую осень помогают нашему колхозу в уборке урожая картофеля. Вот и нынче они под руководством директора школы И.Ф. Пермякова убрали клубни с 2 гектаров….»

Своим примером он воодушевлял всех — всегда был там, где его ученики и учителя. У учителей почти не было выходных. Они все время были с детьми: вели уроки, готовились к концертам, выступали на сцене, ходили в походы… Иван Федотович тоже всегда участвовал в концертах школьной самодеятельности — играл в сценках, запевал в хоре. Мы запомнили его мягкий баритон: «… перевоз Дуня держала…» Да как же можно было не прийти на репетицию или выступление, когда сам Иван Федотович был там!

Иван Федотович рано ушёл из жизни. Человек большого личного обаяния, высокой принципиальности, широкой культуры, неиссякаемой любви к школе и детям, он пользовался непререкаемым авторитетом у всех работавших с ним и знавших его. Таким он навсегда сохранится в нашей памяти…

 

Лузянин Алексей Григорьевич, директор МКОУ СОШ им. И.Ф. Пермякова с. Полноват
Опубликовано 30.11.2012

 

 

 
     
 

О проекте   Реестр школ   Нормативная база   Присоединяйтесь!