О проекте   Реестр школ   Нормативная база   Присоединяйтесь!

 
 

МБОУ СОШ им. Н.А. Макаша

село Щеглово, Новосибирская область

 
 

 


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа им. Н.А. Макаша

632211, Новосибирская область, Чановский район, с. Щеглово, ул. 2-й Переулок, д. 3
На карте

Сайт школы
s_shegl.cha.edu54.ru/

 

 
 

Николай Асаевич Макаш

Юбилейная медаль «За добросовестный труд» в ознаменование 100-летия В. И. Ленина; медаль «Ветеран труда»

Николай Асаевич Макаш  родился 15 ноября 1932 года в селе Забулга Щегловского совета Чановского района Новосибирской области. Его родители, Макаш Асай и Макаш Рукия, были крестьянами. Вот краткая история жизни Николая Асаевича:

1941–1945 годы — учеба в Добринской начальной школе.

1946 год — учеба в пятом классе Воскресенской семилетней школы.

1946–1949 годы — учеба в Васильевской средней школе.

1949–1953 годы — учеба в Татарском педагогическом училище.

1955 год — назначение директором Васильевской семилетней школы.

1957–1962 — учеба на заочном отделении Новосибирского педагогического института.

1962 год — вступление в ряды КПСС.

Н.А. Макаш проработал директором нашей школы без малого двадцать лет, со дня её образования.Общий педагогический стаж нашего бывшего директора — около 40 лет. Чем бы не занимался и где бы не трудился Николай Асаевич, его всегда отличали целеустремленность, трудолюбие, преданность делу. Жизнь Макаша Н.А. трагически оборвалась 11 июня 1991 года. Коллеги, учащиеся, односельчане хранят тёплую память об этом человеке, обладавшем неоспоримым авторитетом, простом в общении и внимательном к людям. На одном из школьных собраний, где присутствовали жители села, родители учащихся, сельская администрация, было решено ходатайствовать перед областным департаментом образования о присвоении нашей школе имени Макаша Николая Асаевича.

Воспоминания бывших учеников, коллег, друзей и родственников Николая Асаевича Макаша

Ягудинов Курмангали Садукович:

— «Человек! Это великолепно! Это звучит… гордо!» — эти слова М.Горького я отношу к моему кумиру, которого я любил и уважал всей душой. Он был для меня учителем, наставником. И сегодня, будучи уже немолодым, я восхищаюсь его энергией и умением найти подход к человеку. Николай Асаевич не любил ложь, всегда просил: говори правду. Он целиком и полностью отдавал себя работе. Работа всегда стояла у него на первом месте. Я брал с него пример, и мне это помогало в жизни.

Скоропостижная смерть унесла его из наших рядов, но я помню и буду помнить его как Человека с большой буквы.

Жаналиева Любовь Григорьевна:

Как и другие приезжие учащиеся, я жила в интернате. Николай Асаевич преподавал у нас в школе физику и астрономию, и мне нравилось, как он вел уроки. С учениками он был строг и внимателен. Иногда, во время урока, становился вдруг задумчив. Но, несмотря на это, за ответами ребят всегда следил внимательно. Уверена, его мысли в минуты задумчивости занимали кочегарка и интернат. Хозяйство это было хлопотным. Мы не раз слышали от взрослых, что только заботами Николая Асаевича оно и существует. Хозяйственность была отличительной чертой директора. Часто я просто удивлялась тому, как он быстро — буря и натиск! — и правильно решал дела, касающиеся жизни учеников и благополучия школы. Теперь-то я понимаю, чего это стоило ему.

Колосова Елена Ивановна:

— Николай Асаевич был нашим учителем физики. Мы считали его человеком строгим, но понимающим. К нам он относился хотя и серьезно, но порой с большой долей юмора. И на его уроках было очень интересно и весело.

А ещё все мы знали, что он тщательно контролировал не только работу учителей, но и работу кочегарки.

Кузнецова Людмила Петровна:

Николай Асаевич преподавал у нас в классе астрономию и физику. На его уроках всегда было необыкновенно интересно. На физике мы делали лабораторные, проводили опыты, смотрели фильмы. Всё это нам так нравилось, что навсегда запомнилось. Все ученики уважали его: иногда он был строг, но в то же время всегда справедлив. Ко всем относился одинаково доброжелательно, любимцев не имел.С ним можно было и посмеяться, пошутить, и поговорить серьезно.

Прежде чем прийти в учебное здание школы, Николай Асаевич каждое утро заходил в школьную кочегарку, проверял, нет ли там каких неполадок; заглядывал в интернат, спрашивал, все ли ребята приехали с выходных, все ли здоровы. Затем шел на уроки. Не было такого дня, чтобы он не прошел по всем классам и не поинтересовался, кто отсутствует и по какой причине. Все ученики знали его только таким — простым, добрым, честным, справедливым. Никто и никогда не вспоминает его недобрым словом. Побольше бы таких людей, каким был Николай Асаевич.

Сергиенко Мая Михайловна, учитель Васильевской ООШ:

— Мы работали с Николаем Асаевичем вместе в Васильевской школе с 1962 по 1971 год — почти 10 лет в одном коллективе. Николай Асаевич был невысокого роста, серьезный, делами занимался с толком, чувством, с расстановкой, хотя характер имел быстрый, подвижный. В общении был добрым и умным. Таким оставался и тогда, когда проверял работу учителей, ходил к ним на уроки, помогал методически. Каждого встречал с улыбкой, отличался редкой отзывчивостью: кто просил помощи, всем помогал без отказа. Не любил лжи. Всегда интересовался здоровьем учеников, учителей, да и любого, с кем встретится. В то же время был требовательным и к ученикам и к учителям. Бывало, утром рано, с 7-ми до 8-ми, по всей деревне пройдёт, зайдёт к их родственникам, а потом идет в школу. Вечером то же самое.

Ждельская Анастасия Николаевна:

— Николая Асаевича Макаша я знаю давно, он был моим соседом. С ним и его семьей у нас были хорошие отношения. Как сейчас помню его: всегда жизнерадостный, всегда любил пошутить, пообщаться. По-соседски Николай Асаевич приходил мыться к нам в баню. После бани заходил к нам в дом, и мы вместе пили чай, разговаривали. Он всегда рассказывал какие-то интересные истории, говорил о своей любимой работе. Дети, которые учились у Николая Асаевича, только и делали, что хвалили его за то, что ясно и доступно объяснял тему урока и никогда очень строго не наказывал. Сейчас нет рядом с нами этого замечательного человека, но мы его помним и часто вспоминаем.

Бехтенов Александр Николаевич:

Я знал Николая Асаевича Макаша с детства. Был он человеком добрым и требовательным одновременно. Если приходилось ему наказывать ученика или сотрудника, то умел делать это так, что и взрослые и дети воспринимали это правильно. Человеком высокой добропорядочности и работоспособности был он. Работал так много! Но никто и никогда не замечал его усталости. Он мог встать ночью и пойти проверить кочегарку, интернат. А после этого, уже больше не ложась спать, шел в школу. Контактным был человеком. Мимика, жесты, слова, темы разговора — всё было нацелено на то, чтобы войти в контакт с людьми. И получалось. Скопировать его было невозможно. Редко найдешь человека с таким талантом, с такими возможностями, как у него. Все вопросы он решал моментально. Решение принимал быстро и точно. Он и его жена, Сара Дмитриевна, безмерно любили своих детей. С раннего детства прививали им самостоятельность, порядочность, уважение к людям. Результат такого воспитания налицо: дети выросли достойными своих родителей.

Танкибаева Улжан Галиевна, учитель Васильевской ООШ:

— Я была знакома с Николаем Асаевичем лично: мы являемся родственниками. После его смерти меня пригласили разобраться в его личной библиотеке и взять то, что мне пригодилась бы в моей работе. Я была чрезвычайно удивлена богатством этой библиотеки, огромным количеством книг по методике преподавания и сборников задач.

Долгочуб Мария Александровна, учитель начальных классов:

— Когда мы с мужем почти 40 лет назад переезжали в с. Щеглово, Николай Асаевич помог нам с переездом, помог освоиться на новом месте. Я стала работать в его школе в группе продленного дня, а через год — в начальных сводных классах. А мой муж — учителем математики и организатором воспитательной работы. Николай Асаевич внимательно и по-доброму относился к нам, молодым специалистам. Часто посещал уроки, замечания делал тактичные, не обижая, не скупился похвалить, подбодрить, справиться о здоровье, поздравить с праздником, с Днем рождения. Когда возникали разногласия, старался, чтобы они не превращались в конфликты. Всегда напоминал коллегам, чтобы навестили заболевших — учителей ли, детей ли. Когда заболел мой муж, директор справлялся о его здоровье почти каждый день. А по возвращении из больницы вместе со всеми мужчинами-учителями пришел навестить его дома. Сам не курил, и был убедительным противником курения.

Проблем у директора школы всегда хоть отбавляй, но Николай Асаевич успевал их решать. Уровень преподавания в школе был всегда в поле его зрения и был на высоте. А стремился директор к тому, чтобы наши учителя работали лучше всех в районе. И добивался этого.

Много забот и хлопот доставлял интернат, где жили дети из разных деревень: Васильевки, Оравки, Добринки, Узунгуля, Николаевки. Надо было не только вовремя договориться с руководителями совхоза о своевременной доставке учеников, но и обеспечить ребятам нормальные условия для проживания и учебы. Чтобы дети сами наводили порядок в интернате, дежурили регулярно и добросовестно, следили за чистотой, за тем, чтобы кровати были заправлены, пол вымыт, директору и воспитателям приходилось многократно беседовать с учениками. А дети были из разных семей, в том числе из неблагополучных, некоторые не хотели обслуживать ни других, ни себя. Но директор находил подход к каждому.

Умел Николай Асаевич вовремя добывать и всё необходимое для оснащения интерната: кровати, постельное белье, шторы, тумбочки, шкафы, столы, стулья, телевизоры, стиральные машины, половую краску и многое другое. Денег государство отпускало достаточно, но обязательно надо было вовремя все их использовать, реализовать. Иначе в следующий раз не дадут.

Школьников хорошо кормили. Овощи они выращивали сами, а всё остальное закупали или получали из разных источников. И за всем нужен был контроль, чтобы перебоев не допускать. Большие проблемы были с отоплением. Работа кочегаров считалась сезонной, работали ими недобросовестные люди, пьющие. Часто размораживали отопление в школе и интернате. Тогда все учителя-мужчины брали паяльные лампы и отогревали батареи или меняли. Пока все восстановят, иногда проходили недели, и дети не учились. Такое случалось не один раз за зиму, поэтому ночами Николай Асаевич и ходил, проверял работу кочегаров, а заодно и работу ночных нянь в интернате. А утром опять раньше всех придет в школу, обойдет все участки, уроки, проведёт все совещания, решит семейные проблемы. Везде успевал. Всем уделял внимание. За урок пробежит по всем классам, удостоверится все ли на месте, кто отсутствует, почему.

Все делал на бегу, но все замечал. Увидев ошибки в стенгазете, требовал сейчас же исправить. СЧитал много книг, а когда успевал — неизвестно, но был очень грамотным человеком.

В школе часто случались проверки из райкома ВЛКСМ, райкома партии, РОНО. Вот уж нервотрёпка! Вечерами он сидел, оформлял документы, проверял поурочные, воспитательные планы учителей. Детей в школе было много, все разные. Иногда терялись вещи, деньги. Приходилось Николаю Асаевичу быть и Шерлоком Холмсом. Побеседовав с детьми, он быстро вычислял воришку. И тогда брал лупу из кабинета физики, смотрел через лупу в глаза и приговаривал, что все предметы видит. И дети отдавали краденое. Смешно было смотреть на такие допросы-беседы, но он верно угадывал провинившихся, потому что хорошо знал всех детей. Мог вовремя похвалить, пожурить, а кого и строго отчитать за поведение и учебу.

С уважением Николай Асаевич относился к ребятам, которые стремились хорошо учиться. Сам вручал им грамоты, дипломы, книги, подарки, ставил их в пример другим учащимся. Но и спрос с них был больше.

 

Шибарева М.С. , смотритель школьного музея, учитель технологии
Опубликовано 25.01.2013

 

 

 
     
 

О проекте   Реестр школ   Нормативная база   Присоединяйтесь!