О проекте   Реестр школ   Нормативная база   Присоединяйтесь!

 
 

Средняя школа № 110 (школа Новикова)

г. Москва

 
 

 

Средняя общеобразовательная школа № 110 является одним из старейших учреждений г. Москвы. Его история начинается с 1795 года. Среди выпускников школы — выдающиеся государственные и общественные деятели, представители науки и культуры (М. Цветаева, А. Сахаров, Г. Забелин, А. Реформатский, С. Шмидт, Д. Митлянский, М. Вольф, В. Холодная, А. Баталов, А. Ширвиндт, Н. Эйдельман).

В 2006 году распоряжением Правительства Москвы школе присвоено имя испанского поэта-антифашиста — Мигеля Эрнандеса. В школе действуют два музея: музей истории школы и музей М. Эрнандеса. Школа гордится и славится своими традициями и праздниками, такими так проведение Дня Испании, мероприятия связанные с именем поэта М. Эрнандеса, проведение театральных фестивалей, встречи выпускников, дни истории школы, встречи с ветеранами войны и труда, деятелями культуры и науки, спортивные праздники и т.д.

ГБОУ СОШ № 110 им. М. Эрнандеса — многопрофильное образовательное учреждение с широким спектром образовательных услуг, учреждение с индивидуальным укладом, сильным кадровым составом, здоровьеформирующей средой, постоянно работающим над повышением качества образования и профессиональной компетентности кадров.

Миссия школы в соответствии с программой развития ОУ: воспитание и обучение выпускника школы — здорового успешного человека, патриота своей Родины со сформировавшейся гражданской позицией, умеющего вести межкультурный диалог, способного самостоятельно искать и принимать решения и нести ответственность за них, готового к непрерывному самообразованию, с установкой на сотрудничество в обществе и коллективе, обладающего определенными начальными профессиональными знаниями.

ГБОУ г. Москвы СОШ с углубленным изучением <br>испанского языка № 110 имени Мигеля Эрнандеса

Москва, Столовый пер., 10/2
На карте

Сайт школы
www.school110.ru

 

 
 

Иван Кузьмич Новиков

Диапазон сведений об Иване Кузьмиче Новикове, дошедших до нас в воспоминаниях, простирается от определения «обычный советский директор школы» до «гениальный педагог, властитель чувств и дум». В мемуарах тех, кто учился в 110-й с 1925-го по 1952-й год, он присутствует неизменно. Вряд ли простой хозяйственник или администратор оставил бы о себе такую память.

Вот что пишет выпускник 1947-го года историк и писатель Натан Эйдельман: «У Ивана Кузьмича Новикова в знаменитой, модной школе всегда учились дети многих ответственных работников, и в определенные годы оказалось много детей „врагов народа“. Новиков хорошо разбирался во всем, он ясно понимал, что новое начальство (речь идет о 20–30-х годах) желает, чтобы их дети обучались не хуже, чем прежние гимназисты. И вот Новиков набрал учителей, имевших еще дореволюционный стаж, и сумел убедить, между прочим, знатных отцов, что без него, без его школы их отпрыски-шалопаи пропадут и, хуже того, подведут, скомпрометируют родителей. Мы, старшеклассники, хорошо помним, как директор грозно послал за отцом хулиганистого Зверева, сына министра финансов. Приехала министерша. Новиков — и этим он отличался от большинства директоров — не заискивал перед знатными семействами, но, напротив, держал себя как их благодетель: мамаша была отправлена домой („Я отца вызывал“). Вскоре прибыл сам министр. В кабинете директора на некоторое время уединились двое взрослых и провинившийся отпрыск; затем Зверев-младший был возвращен коридору с фингалом под глазом. Надо думать, директор не смог сдержать непедагогического порыва министра. Сынок притих, школа получила новые кредиты...»

Известный журналист Аркадий Ваксберг, окончивший 110-ю школу, вспоминает, как при первом знакомстве Новиков поинтересовался, не является ли его родственником Борис Ваксберг, учившийся в той же школе и пострадавший как член семьи «врага народа». Аркадий, предупрежденный родителями, сообщил, что не знает такого. А вот что произошло при следующей встрече: «Твой брат Борис, — подчеркнуто тихо сказал он, отведя в сторону взгляд, — был гордостью нашей школы. Не надо от него отрекаться. И вообще — ни от кого. Родных не выбирают.... Сколько не роюсь в памяти, ничто от той поры не сохранилось в ней столь отчетливо, ничто не врезалось с такой пронзительной силой».

Иван Кузьмич Новиков родился в 1891 году в деревне Захаровка Крапивнинского уезда Тульской губернии в крестьянской многодетной семье. В восемнадцать лет, окончив учительскую школу, стал в ней же учителем. После 1917 года возглавил управление народного образования в Туле, а в 1920-м поступил на факультет общественных наук Московского государственного университета.

В 1923 году Новиков стал директором детского дома «Светлый путь», а в 1925-м — директором трудовой школы № 73, объединенной с детским домом. В том же году возглавил «опытную школу № 10» (затем 110-ю), причем привлек в эту школу 250 учащихся ЕТШ № 73. Именно с этого года началось формирование уникального педагогического коллектива нашей школы — благодаря редкому дару Ивана Кузьмича «видеть людей».

В течение своей деятельности Новиков смог учиться в совершенно разных по направленности институтах, соединяя работу и учёбу с поездками по стране с докладами о правильном руководстве школой, подготовкой тематических публикаций, обобщающих его педагогические опыты. Уже в 1930-е он практически завершил теоретические исследования, которые реализовал на практике в школе № 110. В 1947 году Иван Кузьмич защитил диссертацию на соискание степени кандидата педагогических наук; дважды был награжден высшим орденом страны — орденом Ленина. Избирался депутатом районного совета Красной Пресни (1939 год), был членом Обкома Союза работников народного образования (1946 год), членом комиссии при Совете Министров СССР по народному образованию (1947 год). Тогда же был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. Основным трудом И.К. Новикова является книга «Организация учебно-воспитательной работы в школе», где он обобщил и сделал попытку систематизировать опыт работы в 110-й школе. И.К. Новиков завершил трудовую деятельность в 1952 году, скончался в 1957-м.

В годы Великой Отечественной войны И.К. Новиков пошел добровольцем на фронт, был награжден тремя медалями. Дивизия народного ополчения, в которой он состоял, почти вся погибла. Незадолго до её расформирования Иван Кузьмич был командирован в Свердловск в качестве начальника эшелона эвакуируемых из Москвы учителей и врачей, а затем около года работал в Свердловске директором Института усовершенствования учителей. С сентября 1942 года стали снова работать московские школы, и Иван Кузьмич вернулся в родную 110-ю.

Удивительное явление в истории нашей школы — встречи с выпускниками. Эти встречи ведут свою летопись с 1936 года, а их инициатором был Иван Кузьмич. Они неизменно продолжались и во время войны — так же, как и редкая по своей силе и проникновенности переписка директора со своими учениками-фронтовиками. В 2008 году на базе школьного музея стартовал проект по созданию книги о 110-й школе, составителем и редактором которой был выпускник 1964 года Потресов Владимир Александрович, писатель и журналист. Интересно, что во всех интервью с фронтовиками Великой Отечественной войны звучали в книге благодарственные слова Новикову за то, что он не забыл ни об одном из своих питомцев, проливавшем свою кровь на фронте. Б.С. Маркус, архитектор памятника «Реквием 41-го года», подарил военно-историческому музею нашей школы копии фронтовых писем из своей переписки с Иваном Кузьмичом. Поражает, что в них Новиков обращается к своим выпускникам, как отец к своим любимым детям.

Фрагменты из автобиографии И.К. Новикова: «Из 40 лет своей педагогической работы, 29 лет приходятся на эту школу, а если к этому прибавить 3 года работы в детском доме, который потом влился в 110-ю школу со всем коллективом взрослых и детей, то, фактически, „возраст“ повышается на три года. И не только по этому „возрасту“ считаю свою работу в этой школе основной, а главным образом потому, что это были годы творческих исканий вместе с коллективом этой школы новых форм, новых методов педагогической работы. Не нам судить о достижениях школы. Одно бесспорно: она воспитала не одну тысячу юношей и девушек, преданных своей Родине и любящих свою школу. Лучшим показателем этого служат ежегодные традиционные встречи в стенах школы её бывших воспитанников. Среди них: генералы и полковники, доктора и кандидаты наук, преподаватели и врачи, инженеры и артисты. Каждый из них идет на слет с гордостью и чистым сердцем, т.к. смело может рапортовать товарищам, школе, что он честно служит своей Родине».

Признанием заслуг и общественного авторитета И.К. Новикова явилось его избрание в 1947 году членом-корреспондентом АПН РСФСР. Этой чести он был удостоен одним из первых учителей-практиков. Деятельность педагогического совета 110-й школы служила примером для других школ нашей страны. Посещение педагогами, студентами 110-й школы г. Москвы и ознакомление с опытом её учебно-воспитательной работы входило в учебные планы пединститутов г. Москвы.

Прошло уже более 30 лет после того, как были написано обращения по поводу установления памятной доски и установлена такая доска, посвященная Ивану Кузьмичу Новикову, но до сих пор на всех встречах, во всех книгах, написанных выпускниками разных лет и посвященных истории уникальной 110-й школы, расположенной в центре старой Москвы и созданной гением Новикова, первыми обязательно звучат благодарственные слова Директору, Педагогу, Другу.

 

Рыжикова М.Л., специалист по музею 110-й школы г. Москвы
Опубликовано 04.08.2012

 

 

 
     
 

О проекте   Реестр школ   Нормативная база   Присоединяйтесь!